«Путешествие по северо-западу России»

 

Ростов-на-Дону – Мурманск – Ростов-на-Дону

 

[7/8]

 

Примерно через 20 минут ожидания, от строящегося рудника отъезжаем

служебным автобусом и ещё спустя минут 20-30 выходим в Заполярном как

раз напротив автостанции. В этом отношении нам повезло – на часах уже

было 16:50, в то время как автобус до Никеля должен был отойти в 17:00.

На автостанцию сразу же въехал автобус и его входную дверь обступила

толпа пассажиров. Только приблизились к толпе, как сразу к нам подошёл

один мужик и предложил за полтинник с человека на машине подвезти до

Никеля. По началу мы отказались, но потом подумали, что вроде не так уж

и дорого и переспросили, сколько стоит билет на автобус. Тот сказал, что 35

рублей и мы окончательно согласились. Через несколько минут, как

только нашлись ещё желающие на свободные места, выехали.

 

До Никеля ехать не далеко - по примерному прикиду, километров 20-30.

Перед самым городом преодолеваем высокий перевал, с которого

открывается потрясающий вид на город, комбинат и вообще, протяжённую

равнину с небольшими озёрами за ним и одним большим в далеке. Как

позже выяснилось, за тем большим озером уже располагалась Норвегия.

Что ещё стоит отметить - всё почему-то в каких-то мрачных серых тонах,

практически полное отсутствие деревьев, а те что были – какие-то чахлые.

Одним словом – настоящая тундра. Въезжаем в город, который

оказывается очень похожим на Заполярный тем, что в нём так же красиво

покрашены дома. Первое, что особо сильно бросается в глаза – это полное

отсутствие в некоторых местах тротуаров, бордюров и газонов. То есть идёт

сплошная дорога, прямо на которую выходят подъезды 5-этажных домов.

 

На улицах почему-то очень много уроженцев кавказских республик, как

мне показалось – все в основном из Грузии. Заходим в одну кафешку, где

беру себе пиццу. В очередной раз удивляюсь особенностям местного

общепита (в целом по Мурманской области) – пиццу просто разогревают и

дают на тарелке. Но её почему-то не режут - говорят, что это чисто

итальянская традиция. Я же подобных традиций в России в таком

повальном объёме нигде не встречал, как на Кольском полуострове.

 

Собственно, это был и весь Никель. Интересного ничего не нашли. Сразу

начинаем планировать дорогу обратно – время на часах 18 часов, мы же

знаем, что поезд на Мурманск идёт аж после часа ночи. Идём на

автостанцию, которая оказывается закрытой. Узнаём расписание

ближайшего автобуса до Мурманска – оказывается, что самый первый

пойдёт в 1 час ночи, следующий в 4 часа утра. Немного подумали и решаем

сходить на станцию – быть может, будет сейчас что-либо альтернативное

для нас, типа какого-нибудь грузового поезда или мотрисы.

 

Начинаем узнавать, как добраться до станции. Оказывается, что она

находится на отшибе города, за комбинатом. Помня, что комбинат мы уже

проезжали когда ехали по трасе, примерно прикидываем, что пешком идти

далеко. Интересуемся маршрутными автобусами, но, на подобного рода

вопрос, народ реагировал с некоторым удивлением. Стало ясно, что до

вокзала можно добраться двумя путями – либо пешком, либо на такси.

Идём пешком. На выходе из города возникает вопрос - как лучше всего

пройти? Спрашивать не у кого – просто никого нет рядом, существует два

варианта – обойти комбинат слева, либо обойти его справа, но тогда

придётся идти в гору. Выбираем первый вариант.

 

Горный комбинат в Никеле получает руду от рудника под названием

Каула-Котсельваара и символизирует собой достижения прогресса XX века

– мрачнее мест я в своей жизни ещё не видел: всё кругом чёрно-серого

мрачного цвета. По пути проходим большие озёра, которые мы видели с

перевала, когда ехали машиной. Эти озёра оказываются никак иначе, как

отстойниками промышленных отходов – в первое озеро из проходящей под

дорогой здоровой трубы выливается неопределённая жидкость с едким

запахом, от которой исходит пар. Второе озеро отделено от первого

большой отсыпью земли, вода в нём насыщенного ярко-ржавого цвета.

Экзотика! Где ещё такое можно увидеть? Я думал, что такое только по

телевизору показывают, а тут на тебе – прямо рядом с таким ужасом

оказался! Поражает другое – до границы с Норвегией всего километров 10-

15, Финляндия тоже расположена совсем недалеко - как ТАКОЕ под

своим боком терпят наши соседи? И интересно, как в Никеле при этом

живут люди? Кстати, сразу становится ясно то, от чего в округе почти нет

деревьев – как нам позже рассказали, почти все они погибли из-за

деятельности комбината.

 

На станцию Никель-Мурманский приходим спустя минут, наверное, 30-40.

Честно говоря, планируя свою поездку, я даже и не предполагал, что

окажусь в этом месте – мало того, что это окончание Октябрьской железной

дороги, так ещё ветка до Никеля - самая северная железная дорога МПС в

России! Есть ещё ветка от Луостари до Печенги, которая проходит немного

севернее, но она является не МПС-овской, а промышленной. Попасть на

неё уже не удастся, а жаль. Хотя за сегодняшний день мы с Кириллом и так

уже весьма много увидели и узнали.

 

К станции подошли с северной стороны, из-под самого носа отправляется

грузовой поезд. Иду к дежурной, но та встречает категорично. Ничего

хорошего от неё узнать не смог – идти на Мурманск больше ничего не

планируется, кроме стоящего на станционных путях путеизмерителя во

главе с М62. Проситься туда бесполезно – в путеизмерителе едет

начальство. Идём на вокзал, где читаем расписание – ничего нового не

узнали. В вокзале к нам подходит его дежурная и  интересуется, не

террористы ли мы. Говорим, что нет. Хотя, если бы она узнала, что я с

Северного Кавказа, то наверняка бы испугалась – просто помню реакцию

одного озабоченного своей безопасностью человека, с которым 2002 году

пришлось столкнуться под Хабаровском…

 Никель. Здание станции.  Никель. Окончание Октябрьской железной дороги.

На перроне встречаем одного путейца – парня лет 25, которого видели в

Луостари. Всё бы хорошо, но тот нас с издевательской ухмылкой встретил

фразой: «А вас ищут пограничники». Естественно, мы ему не поверили,

стали говорить, что шутка плохая. К нему подходит другой путеец,

который этих слов не слышал и вообще, мы его ранее не видели - первый к

нему поворачивается и говорит: «Скажи же, ищут тех перебежчиков,

которые в Луостари были?» Тот озаряется лицом и произносит: «А, так это

те, которых ищут – один из которых с ростовской подпиской и поддельным

рабочим удостоверением?» Первый добавляет: «Да вас везде ищут,

багажники машин на всех постах шмонают, все на уши подняты».

 

Вот это да. Попали, как говорится. Честно говоря,  тогда нам было совсем

не до смеха! В ситуацию мы попали серьёзную – совсем рядом

государственная граница, я с Северного Кавказа, кто их знает, какие

мысли у пограничников? Со станции в город с Кириллом мы уходили в

глубоких раздумьях – не уже ли это правда? Или, быть может, всё же это

шутка? Но потом, проанализировав ситуацию, поняли, что это, скорее

всего, правда – я сразу вспомнил Луостари, где дежурная по станции

усомнилась в подлинности моего рабочего удостоверения и её задумчивый

отрешённый взгляд, когда мы садились в машину.

 

Перед самым комбинатом остановились и стали думать как лучше всего

идти в город - вновь обходить комбинат как шли сюда, но это крюк

большой и далеко, возможно, можно было бы пройти через комбинат?

Интересуемся у одного из местных, тот говорит, что да, через комбинат

можно пройти без проблем и рассказывает то, как лучше всего идти. Идём.

Со своей территории комбинат смотрится ещё мрачнее – всё старое,

мрачное, серое, убогое, обшарпанное, людей никого нет, освещения тоже

(уже смеркалось). Прошли мимо полуразрушенного  большого высокого

корпуса, видуха удручающая – ближняя к нам сторона корпуса обрушена

вместе со стеной и перекрытиями, но мы так и не поняли от чего – то ли

время себя так проявило, то ли что-то взорвалось. Я Кириллу шучу, что не

там «Терминатора» снимали – тут прямо как военные действия прошли.

Сфотографировать не решились – учитывая ту ситуацию, в которую мы

попали, рисковать не стали. Спустя некоторое время до нас доходит, что

мы заблудились. Вроде следовали инструкции местного, но зашли в какой-

то тупик - явно не туда. Возвращаемся обратно, и между хаотичными

плотными застройками комбината выходим мимо одного из корпусов,

оставляем в стороне цистерны с серной кислотой, переходим через рельсы

и выходим на ту дорогу, по которой шли на станцию. Обратный путь у нас

получился намного дольше, но единственное радовало – к наступлению

сумерек мы уже знали то, куда нам идти по открытой поверхности. По пути

у меня созревает вопрос – а как в полночь идти на станцию? Тут ведь

темнота будет кромешная, даже если выйдет из-за туч луна, это нас не

спасёт – она не сможет осветить чёрную землю - похоже, что у нас

появилась вторая проблема… Но, как говорится, час от часу не легче – как

стемнело, на улице изрядно похолодало. Куда нам деваться до поезда на

весь холодный и голодный вечер? В более ли менее крупном городе можно

было бы сходить куда-нибудь в кинотеатр, либо отсидеться в какой-либо

кафешке. Но разве можно всего этого ожидать от забытого богом Никеле?

 

Кирилл предлагает переждать в каком-нибудь общежитии, куда мы по

наводке местных и направляемся. Общежитие находим, обращаемся к

дежурной. Та нас направляет к заведующей - оказывается, что она ещё

здесь. Рассказываем ей, кто мы такие и просим у неё разрешения

переждать у них до поезда – примерно до полуночи. Она смотрит наши

документы и говорит, что обеспечить постелями не сможет, а просто

посидеть подождать в одной из комнат разрешает и даёт команду дежурной,

чтобы та нас поселила.

 

Ну, вроде одна проблема - где переждать время до поезда, решилась. В

общежитии было светло, тепло и уютно, но наше настроение оставалось

мрачным. Спустя час-полтора, коротая время разгадыванием кроссвордов

и изучений событий в стране из газет, слышим звук подъезжающей

машины, скрип тормозов и хлопанье двух дверей – по звуку это был УАЗ. А

спустя ещё минут 20  в коридоре послышались шаги, стук в соседнюю

дверь и слова «Откройте, пограничный контроль, проверка документов».

Через минуту шаги приблизились и вновь стук в дверь – теперь уж явно в

соседскую рядом с нами. Секунд через 20 следующей дверью была наша…

 

На стук в дверь мы ответили стандартно – «открыто». Дверь открылась и в

неё вошли двое в пограничной форме. Главный из них представился и

попросил предъявить документы. Начались распросы на тему: кто, где,

когда, почему и зачем? Одним словом, сыпались стандартные вопросы.

Проверка личных вещей. Всё честно рассказываем, но стараемся о

путейцах, с которыми мы ехали в Заполярный, не упоминать. Как

выяснилось, мы сами, того не подозревая, проехали через пограничный

пост, где производится проверка документов. Говорим, что сами рады бы

отсюда уехать по направлению в Мурманск, но в ближайшее время из

транспорта ничего кроме ночного поезда не идёт. Забирают паспорта и

увозят на проверку. Когда пограничники уходили, было ясно, что их

отношение к нам не является пристрастным и можно назвать более чем

человеческим, поэтому мы немного расслабились и для себя поняли, что

страшного ничего нет. Я спросил, можно ли выйти на улицу, купить чего-

нибудь из съестного. Мне говорят, что можно – тут как раз рядом есть

работающий круглосуточно магазин. Пограничники уходят, я одеваюсь и

через пару минут спускаюсь вниз. Говорю дежурной, что выйду на минутку

в магазин, но та с опаской говорит, что лучше этого делать не следует.

Спрашиваю, почему? Говорит, что если я попадусь органам правопорядка

без паспорта, то меня заберут разбираться. Я подумал и  решил что

действительно, лучше пока побыть голодным и дождаться когда нам

вернут документы.

 

По возвращению пограничников с нашими паспортами, главный из них

возвращает нам документы и с улыбкой говорит, что мы можем быть

спокойны – за нами ничего не числится. Далее примерно до полуночи

разговариваем на вольные околожизненные темы, из которых в том числе

мы и узнали, что нас ищут уже давно, все соответствующие структуры

действительно подняты на ноги, на всех постах производятся проверки, все

багажники машин проверяются, а именно их обход общежитий и съёмных

квартир был долгим и, по их словам, как по закону подлости, данное

общежитие было последним. Также мы были успокоены тем, что нас

отвезут на машине до станции, где посадят на поезд, поэтому ещё одна

проблема «как добраться до станции» была решена. А ещё мы были

предупреждены, что нас встретят в Мурманске.

 

Отдать должное, с нами обращались очень хорошо и то, как в страшных

рассказах обычно бывает с теми людьми, которые попадают в подобные

ситуации, ничего не подтвердилось. До нашего сведения также довели то,

что они имеют полное право задержать нас на 15 суток. К счастью, этим

правом они не воспользовались и около полуночи нас повезли на станцию.

Кромешная тьма за окном машины ещё раз вселила в нас оптимизм, что

всё сложилось именно так. Хотя, если подумать - в принципе то, сложилось

не сказать чтобы уж очень хорошо, но и нельзя сказать, что всё против нас.

 

Мысли о том, что в поезде мы поедем бесплатно не подтвердились, поэтому

топаем в кассу, где нам продают билеты только до Луостари по 25 рублей.

Когда уже сели в вагон, от Луостари до Мурманска оплачивать пришлось

проводнице – вышло что-то порядка по 45 рублей. Состав под подачу

задерживали, затем ещё долго ждали тепловоз, в итоге, поезд отправился с

существенным опозданием уже примерно в час ночи.

 

В нашем общем вагоне людей было не много, но зная, что на следующих

станциях народ будет подсаживаться, мы сразу забираемся на верхние

полки, где решаем скоротать время ночью путём обычного сна. Глубокой

ночью нас будят – пограничный контроль, проверка документов. Достаём

паспорта, отдаём пограничнику. Тот их некоторое время изучает, молча

разворачивается и куда-то с ними уходит. Мы лежим сонные, друг на друга

удивлённо смотрим – а вдруг сейчас поезд отправится? Через примерно

минуту пограничник возвращается, отдаёт нам паспорта и говорит, чтобы

мы никуда из поезда не выходили – в Мурманске нас встретят. Мы

говорим, что знаем и вновь погружаемся в сон. Ночью было слышно, как

народ заходит и выходит на остановках, но, несмотря на практически

постоянные движения в вагоне, на сон это никак не повлияло.

 Станция Моккет. Опознайте, пожалуйста, вагон.  Станция Моккет. Опознайте, пожалуйста, вагон.

Примерно минут за 15 до прибытия в Мурманск слезаем со своих полок,

приводим себя в более ли менее божеский вид, и, по прибытии на станцию

назначения, выходим из вагона на перрон и начинаем искать взглядами

встречающих. Никого нет. Так и хочется спросить – «А где же оркестр с

цветами?» Лишь спустя секунд 20, когда мы уж начали сомневаться в том,

что нас всё-таки встретят, подошли человек пять в гражданской форме,

окружили нас кольцом и попросили предъявить наши документы. Достаём

паспорта, отдаём. Те их просматривают, прячут себе в карманы и просят

пройти с ними. Топаем за ними, как позже выяснилось, в отделение

милиции, располагающееся в здании вокзала. Опять масса вопросов, ряд из

которых как всегда можно было бы назвать глупыми, вновь «пробивают»

паспорта по базе и никак не хотят понять единственный вопрос – какого же

мы попёрлись в такую глушь, почему-то располагающуюся так близко к

государственной границе? Сложные попытки объяснить вроде дали

результат, но тут приводят в помещение несколько малость грязных

девчонок с польскими паспортами, которые на ломанном русском

пытаются объяснить, что побывали на Валааме, Кижи, Соловках, а сейчас

поедут в Никель, перейдут границу и уедут куда-то дальше

путешествовать. На все вопросы они давали весьма толковые ответы, что

дало мне понять, что вот народ приехал аж из Польши, владеет точной

конкретной информацией, а мы, проживающие в этой стране, не смогли

заранее точно узнать, что те места, куда мы поехали, являются закрытой

зоной, в которую без соответствующего разрешения не пускают. Что было

дальше с этими девчонками мы так и не узнали, поскольку в перерыве

между их опросом нам отдали документы и сказали, что мы можем быть

свободны.

 

«Что дальше делать?» - вот какой вопрос больше всего меня беспокоил в

тот момент. Ну, с пограничниками вроде разобрались, случившийся

конфликт к тому времени уже можно было бы назвать исчерпанным. Но,

ещё находясь под впечатлением от произошедшего, надо было принимать

решение о том, что делать дальше. Кольский полуостров сам по себе очень

интересен, на его территории много что есть посмотреть любопытного, но

закрытость для посещения многих районов заводила в тупик. Было бы

очень интересно побывать в Североморске -  массу хорошего слышал об

этом городе, но попасть туда можно только по пропускам, которые

делаются долго. Мне предлагали попасть туда используя багажник

машины, но я побоялся, что представители соответствующих органов

после моей поездки в Никель, в случае чего, меня могут неправильно

понять. Поэтому Североморск пришлось отложить на следующий раз, а

сейчас обдумать дальнейшие решения. Решение было принято –

догулять весь этот день в Мурманске, а завтра рано утром уехать в

Петрозаводск. Почему Петрозаводск? Да потому что, во-первых, мне всё

ещё интересно было увидеть водопад Кивач. Если в первый раз я его не

посмотрел из-за того, что не было дождей, и, по словам знающих людей,

смотреть было не на что, то сейчас ситуация кардинально изменилась –

пока я катался по Соловкам да по Заполярью, дождей было много и я

посчитал, что используя момент, на водопад попасть нужно обязательно.

Во-вторых, от Петрозаводска я хотел через Суоярви и Янисъярви попасть в

Сортавалу, откуда на теплоходе съездить на Валаам.

 

Чтобы в Петрозаводске с жильём не было никаких проблем, звоню в ДОЛБ

и выясняю по поводу свободных мест ко времени моего приезда.

Оказывается, что мест у них нет, поэтому мне приходится узнавать телефон

узлового общежития и звонить ещё и туда. У них места есть и это я беру на

заметку.

 

Скоротать свободное время удалось двумя путями – я некоторое время

посидел в научной библиотеке, где почитал про Соловецкую железную

дорогу, и встретился с фидошником из Североморска Константином

Тургуновым (2:5031/46). Ранее я с Костей никогда не общался, но мой

внезапный звонок понять он смог с полуслова и уже минут через 40 был в

Мурманске.

 

Находясь в столь замечательных местах, мне так и не удалось попробовать

морошку. Вот уж кто о чём думает, а я об этом J - меня настолько

заинтриговали рассказы об этой чудной вкусной ягоде, что просто взять

вот так и уехать, не попробовав её, я не мог. Ранее с Кириллом пройдя один

базар, морошку в продаже мы практически не нашли, разве что видели

одну торгующую бабку, которая просила за литровую банку этой ягоды 200

рублей. Поменьше тары у неё не оказалось, зато она грубо посоветовала

купить у её соседки баночку из-под майонеза. Меня тогда так затронула эта

базарная наглось, что мы повернулись и ушли. А зря – морошку то я так и

не попробовал J. Но зато есть ещё один веский повод, чтобы приехать на

Русский Север.

 

На вокзале в кассе пытаюсь взять билет от Петрозаводска до Сортавалы,

но мне отказывают вновь по причине того, что через Суоярви ехать нельзя

– билет такой вариант не поддерживает. Приходится немного поругаться,

но сломить упорство мне не удаётся.

 

 

20.08

 

Подъём в 6 утра, собираю свои вещи и двигаюсь в путь – на вокзал.

Обращаю внимание на то, что погода наконец наладилась – тучки

разошлись и яркое заполярное солнце показалось во всей своей красе.

Короче, как на зло – собрался уезжать, и погода наладилась…  Поезд №021

отправляется точно по расписанию в 08:30. В прицепом вагоне Мурманск –

Петрозаводск покидаю самый крупный город Заполярья – Мурманск.

Поездка уже начинает вновь после Соловков немного тяготить, но,

набравшись терпения, настраиваю себя на продолжающее получение

массы интересностей. В вагоне едут всего 4 человека, хотя позже ещё люди

подсаживались, но пассажиров все равно было очень мало – не более

десятка.

 

Огибая с западной стороны горный массив Хибины, поезд проходит над

живописными берегами озера Имандра. За окном проплывают красивые

виды, над железной дорогой растёт просто огромное количество грибов,

выделяющихся из зелёной травы своими желтоватыми шляпками. Поезд

вторую половину дня идёт с почти постоянным опозданием в 1 час –

активно ремонтируется соседний путь, встречается очень много техники.

На одной из небольших станций бросается в глаза на главном пути

железнодорожная платформа без тележки, угрюмо лежащая прямо одной

стороной на рельсах. Максимум времени стараюсь проводить во сне –

предыдущие дни оказались весьма напряжёнными, да и последующие

обещали быть тоже не лёгкими.

 Из вагона поезда. Озеро Имандра, на заднем плане - Хибины.  Карелия. Из окна поезда

 

21.08

 

В столицу Карелии, солнечный город Петрозаводск, поезд прибывает точно

по расписанию в 04:30. С вокзала звоню в ДОЛБ, места там есть, поэтому я

сразу ловлю за двадцатку машину и уже минут через 10 поселяюсь в

бригадный дом. Утром еду на вокзал, где пытаюсь взять билет до

Сортавалы, но мне там начинают морочить голову, что продолжается

весьма приличное время. Думаю, что подробности маразма кассиров

подробно рассказывать не стоит, лишь отмечу переменчивость их

излагаемых пассажирам мыслей как ветра в донской степи, да то, что мне

всё же пришлось ехать в билетную группу на старый вокзал (сейчас там

вроде как контора станции Петрозаводск), где я объяснил ситуацию и

попросил написать мне в графе билета «через станцию» слово «Санкт-

Петербург». Там меня поняли без лишних слов, и уже через 30 минут я

выходил из кассового зала вокзала с билетом до станции Сортавала на

поезд №680, отправлением в 19:20 завтрашнего дня.

 

Вспоминая то, что на Кивач никакой маршрутный транспорт не ходит, я

иду на вокзал, располагающийся на берегу Онежского озера. Кстати, как-то

мне давно ещё в голову пришёл вопрос – если с названием вокзала,

располагающегося на реке, от которого отходят теплоходы вроде ясно – его

называют «речным». С «морским» вокзалом тоже всё понятно. Но вот как

назвать вокзал, располагающийся на берегу озера? Оказывается, всё

просто – его называют «водным». Так вот, я иду на водный вокзал по

причине того, что там располагается ряд турфирм, предлагающих путёвки

на Кивач. Но здесь меня ожидает разочарование – прождав часа полтора, в

нужной мне турфирме никто не появляется, и я решаю ехать на водопад

своим ходом.

 

Открываю карту Карелии и прикидываю примерный план дальнейших

действий. Хотелось бы попасть в Кондопогу посмотреть на известную

Успенскую церковь, но пока что в первоначальные планы я вношу Кивач,

а в Кондопогу если как-нибудь и попаду, то лучше потом – на обратном

пути. Еду на автовокзал, где начинаю узнавать, какие автобусы идут через

развилку на Кивач. Оказывается, что следующий нужный мне автобус на

Гирвас пойдёт в 17 часов, то есть на водопад я смогу попасть примерно

лишь к 20 часам, но обратно возвращаться не сильно уж и хочется по-

тёмному. Да и вообще, неизвестно то, как мне придётся добираться от

трассы до самого водопада – будут ли в это время попутки? Пешком от

трассы до водопада идти порядка 10 километров. У местного народа

интересуюсь, можно ли ещё как-нибудь попасть на водопад. Советуют

добраться до Кондопоги, оттуда автобусом до Берёзовки, выйти на

перекрёстке с трассой и добираться попуткой до поворота на Кивач.

 

Беру билет на автобус до Кондопоги за 21 рубль и уже в 12 часов выезжаю

из Петрозаводска. Автобус идёт довольно быстро и я уже через короткий

промежуток времени оказываюсь на вокзале в Кондопоге. Раз уж попал в

этот город, то решаю поехать вначале посмотреть на Успенскую церковь. У

местных интересуюсь, как до неё добраться – мне советуют ехать автобусом

№1. Спрашиваю, пешком далеко ли, говорят, что около часа. Следующий

маршрутный автобус пойдёт не ранее чем через 40 минут, я примерно

прикидываю и решаю идти пешком – всё же одновременно можно будет и

город посмотреть.

 

Собственно, сам город Кондопога - весьма и весьма неинтересный. Всё

мрачное и убогое, особый контраст дополняет целлюлозно-бумажный

комбинат. Минут через 30 у кого-то из местных интересуюсь тем, как

пройти до церкви, но в ответ мне чуть ли не у виска пальцем крутят – мол,

далеко то пешком идти, проще автобусом, который должен уже скоро

придти. Останавливаюсь на остановке, жду. Минут через 10 приходит. Да,

действительно, пешком идти очень далеко… Кондуктор мне советует, на

какой лучше остановке выходить и уже минут через 15 автобус

останавливается почти напротив церкви.

 

Сама церковь расположена на берегу Кондопожской губы Онежского озера

и стоит практически плотно к воде. Церковь была построена в 1774 году,

высота её шатра составляет 42 метра – это выше на несколько метров

Преображенской церкви на Кижи. В сравнении с постройками на Кижи, эта

церковь выглядит похуже – всё же время даёт о себе знать, но заложенная в

неё величественность и грациозность остались. Наверное, с воды она

смотрится ещё красивее. Там же встречаю служительницу церкви, которую

прошу впустить меня  во внутрь. Та бурчит, говорит, что вот только что её 

уже открывала – впускала посетителей. Я ещё раз очень прошу, и та идёт

открывать. Входная плата символическая – всего 5 рублей.

 Кондопога. Успенская церковь.  Кондопога. Успенская церковь.  Кондопога. Успенская церковь.  Кондопога. Успенская церковь.

Минут через 10 вижу, что мимо проходит тот же автобус №1, которым я

ехал – только в обратном, нужном мне направлении. Спрашиваю у

служительницы, когда будет следующий, та говорит, что часа через два и

добавляет, что если я быстро добегу до остановки, то успею им уехать.

Прячу фотоаппарат в сумку и на всех порах лечу на остановку – это метров

200. Залетаю в автобус, тот закрывает двери и уже через короткий

промежуток времени я вновь оказываюсь на вокзале. По пути

перебрасываюсь парой слов с кондуктором и от неё узнаю, как лучше всего

добраться до водопада – через несколько минут от остановки отойдёт

автобус №4 до Берёзовки, которым я смог бы добраться до развилки с

трассой. Но сложность заключалась в том, что эта остановка располагается

не на вокзале, а в глубине города, куда надо ещё идти пешком. Быстрым

шагом устремляюсь туда, нахожу эту остановку и у стоящих на ней

пассажиров уведомляюсь в том, что нужный мне автобус должен был уйти

ещё несколько минут назад, но почему-то задерживается. Эта задержка

пришлась мне очень кстати, автобус в итоге подходит спустя минут 10. За

время ожидания пытается идти дождь, но без особого успеха.

 

Автобус выезжает из Кондопоги, и минут через 15 я выхожу на остановке за

развилкой с основной трассой. Пока в автобусе проезжал развилку,

кондуктор обратила внимание на то, что на трассе вот уже 4 часа стоит

молодой парень-автостопщик, который пытается безрезультатно поймать

машину. Меня это наводит на некоторые мысли – всё же мне ехать в том же

самом направлении, что и ему, но в мои планы это никаких корректив не

вносит.

 

Выхожу из автобуса и иду в сторону трассы. Этот участок дороги

заканчивают расширять, но даже теперь он является частью трассы Е105

(М18). Рядом с перекрёстком расположен чудный памятник, аналогов

которому я нигде никогда не видел – на постаменте гордо установлен

каток. Обычный дорожный каток, которым укатывают свежеположенный

асфальт. Весь такой красивый, с блестящей табличкой из нержавейки на

постаменте, на которой, по памяти точно не помню, написано:

«Дорожникам века минувшего от дорожников века настоящего».

Оригинально, не правда ли?

 Мурманская трасса (Е105, М18). Развилка дорог на Кондопогу и Берёзовку. Памятник дорожникам.

Некоторыми элементами локостопа я уже владел, а вот подобным

автостопом никогда не занимался. Простоял минут 15 – безрезультатно,

никто не остановился. Пока ловил машину, забыл до куда именно мне надо

ехать (посёлок Сопоха), чтобы попасть на Кивач. Достал атлас, стал его

рассматривать и вижу, что приближается Газель-фургон, поднимаю руку –

и о чудо, машина останавливается. Уж не знаю, то ли водитель так на атлас

отреагировал, то ли просто совпадение такое, но минут через 15 я уже

довольный и неверящий в такое свалившееся на голову счастье,

подъезжаю к нужной мне развилке. Интересуюсь у водителя, сколько я

должен, но тот отвечает, что столько, сколько мне не жалко. Я повторно

прошу назвать сумму мотивируя тем, что я не совсем местный и ваших

устоев не знаю. Тот называет сумму в 30 рублей и осторожно интересуется,

не много ли это? Отдаю деньги, благодарю и выхожу из машины.

 

Следуя по установленному перед посёлком Сопоха дорожному знаку

«Кивач» со стрелкой влево, перехожу дорогу и иду вперёд. Вокруг чудный

сосновый лес, чем дальше уходишь от трассы, тем тише становится от неё

шумовая нагрузка и тем приятнее там находиться. Вокруг ходит много

грибников, я же ещё раз открываю атлас и прикидываю примерное

расстояние, которое мне придётся пройти – получается минимум

километров 8. Только спрятал атлас в сумку, как из-за бугра выезжает

«Соболь». Поднимаю руку, тот останавливается. Водитель не дожидаясь

моей вступительной речи, машет рукой, чтобы я скорей залезал на

переднее свободное сиденье. Как я позже понял, он вёз работников своего

предприятия (несколько женщин) на изучение столь замечательных мест.

Минут через 10 машина подъезжает к шлагбауму, перед открытием

которого приходится платить мзду.  Автомобиль заезжает на стоянку и

останавливается. Я благодарю водителя, от денег он наотрез отказывается.

 

Водопад Кивач. Как я много о нём слышал и вот я перед ним. Этот водопад

достигает в высоту более 10 метров и считается вторым по величине

равнинным водопадом в Европе. Кивач расположен на реке Суна, которая

считается одной из крупнейших рек Карелии, воды его падают с четырёх

уступов скальных пород. Водопад сейчас не столь полноводный из-за того,

что часть вод Суны отведены для нужд Гирвасской ГЭС, но, тем не менее,

выглядит он очень живописно. Можно себе представить, каков он в

паводковый период - говорят, что в тот момент его слышно даже с

основной трассы. Всё вокруг чудесно и красиво, водопад хотя и не сильно

высокий после водопадов Кавказа, но скальные породы, с которых падает

вода, сильный шум, ощущение его мощи и вообще, благоприятная

обстановка вокруг, создают весьма впечатляющее зрелище.

 Водопад Кивач.  Водопад Кивач.  Водопад Кивач.  

Начинаю обдумывать пути отступления – надо всё же как-то отсюда

выбираться. Подхожу к стоящему на стоянке автобусу, но водитель до

развилки подкинуть отказывается. На стоянке остались только несколько

легковых машин, да тот «Соболь», которым я сюда приехал - его водитель

как раз сидел в кабине. Не удобно, но приходится идти вновь к нему

напрашиваться, тот отказывать не стал – попросил лишь немного

подождать, когда его пассажирки нагуляются по аллее. На эту аллею я не

пошёл, а просто сел рядом с площадкой в сделанном подобие шалаша и там

скоротал время. Сразу видно, что водопад этот пользуется большой

популярностью – стены жестоко исписаны различными автографами, в

том числе и фидошными сетей 5030 и 5038. Родную сеть 5061 в этот список

добавлять не стал – история это хорошо, но я не сторонник подобных

росписей.

 

Минут через 20 возвращаются пассажирки с прогулки и мы выезжаем. По

пути интересуюсь, куда они едут, водитель отвечает, что в Петрозаводск, но

сначала они заедут на Марциальные воды. Я немного посомневался, стоит

ли мне туда ехать – всё же время зря терять не хочется, а с другой стороны,

все равно я от того, что поеду своим ходом, вряд ли выиграю время. От

поездки в Марциальные воды отказываюсь, благодарю всех и выхожу на

развилке на Кондопогу. Перед выходом на сиденье оставил полтинник –

видно было, что водитель деньги все равно не возьмёт, но, учитывая то, что

его неоднократная помощь мне очень помогла, не поблагодарить его я

просто не мог.

 

На развилке у одного из местных интересуюсь тем, когда пойдёт

ближайший автобус до Кондопоги. Тот посмотрел на часы и говорит, что

вот он уже должен уходить, поэтому если я постараюсь и добегу до

остановки (до неё метров 300), то на него скорее всего, успею. Я, долго не

думая, бегу на остановку и не зря – автобус №4 тут же подошёл и я успел в

него запрыгнуть. В Кондопоге на вокзале, осведомляюсь в том, что ничего

железнодорожного в ближайшее время до Петрозаводска не пойдёт,

поэтому иду на автостанцию и начинаю изучать расписание там, итогом

чего было решение ехать не автобусом, а маршруткой, которая должна

будет отправляться минут через 30.

 

В маршрутке сажусь на левое сиденье в самом конце салона и потом жалею

– там всегда сильно дует в затылок. Приходится поднять воротник и

натянуть на голову кепку. Водитель едет довольно быстро, но поскольку

сегодняшнее утро в поезде у меня выдалось ранним, то решаю даром время

не терять, а немного поспать. Просыпаюсь когда уже въехали в

Петрозаводск. Так как маршрутка проходит как раз мимо бригадного дома,

то прошу водителя остановить на остановке «Станция Петрозаводск-

Товарная», и буквально через минуту я уже зашёл в бригадный дом. Честно

говоря, я даже и предполагать не мог, что сегодняшний день получится для

меня столь удачным.

 

Поскольку уезжать из Петрозаводска я буду завтра вечером, то решаю

завтрашний день посвятить Медвежьегорску. На железнодорожном вокзале

узнаю расписание поездов в ту сторону и параллельно разведываю

ситуацию на автовокзале. Получалось очень неплохо – если не удастся

уехать поездом, то через минут 30 после его отправления на Медвежьегорск

пойдёт автобус.

 

Примерно в 21 час встречаюсь с петрозаводскими фидошниками

Александром Рыбаковым (2:5038/51) и Сергеем Гребенюк (2:5038/51.11).

Примерно до полуночи гуляем по этому славному городу, большую же

часть времени проводим на набережной. Кстати, забыл упомянуть – в

Петрозаводске на набережной расположено много различного рода

памятников, символизирующих то или иное событие, либо являющееся

даром какого-то города-побратима.

 

 

Предыдущая часть                                                                              Следующая часть

 

 

Hosted by uCoz