«Путешествие по северо-западу России»

 

Ростов-на-Дону – Мурманск – Ростов-на-Дону

 

[5/8]

 

12.10

 

До посёлка Колвица в сутки ходит два автобуса, которые отправляются с

автостанции, располагающейся на пятачке напротив здания вокзала.

Первый автобус отправляется в 7:50, второй в 18:10. Обратно

соответственно в 9:10 и 19:15. Между ними ходят несколько автобусов (в

том числе коммерческие по неопределённому расписанию) до посёлка

Лувеньга, которая находится между Кандалакшей и Колвицей в

нескольких километрах от последней. До Колвицы ехать порядка 30

километров, автобус это расстояние преодолевает примерно за 45 минут. Я

еду самым первым автобусом, который отправляется в 7:50.

 

Выехав из города, автобус долго и очень медленно преодолевает большой

перевал, на спуске с которого довольно быстро разгоняется, что аж

мурашки по коже начинают расползаться… Приехав в Колвицу понимаю,

что допустил одну ошибку – поскольку я поднялся немного поздно перед

самым отправлением, то ничего не успел купить с собой в дорогу из

съестного (не говоря уж о завтраке), понадеявшись на то, что отоварюсь в

каком-нибудь местном магазинчике. Но оказалось, что в Колвице

постоянных магазинов нет, а существует лишь один передвижной, который

в посёлок приезжает всего дважды в неделю. И, конечно же, сегодняшний

день для такого магазина был нерабочим. При выходе из автобуса подхожу

к одному пожилому мужчине и интересуюсь тем, как можно добраться до

водопада. Слово за слово, знакомимся. Его зовут Степан Васильевич, он

работает в ТЧ Кандалакша, так что мы оказались в какой-то степени

коллегами. В Колвице у него дача, куда меня он сначала и приглашает на

обед, а потом обещает отвести на водопад. Такой расклад дел меня более

чем устроил, поскольку оголодавшее состояние и аналогичные

пессимистичные прогнозы на весь день в данный момент совершенно не

предрасполагали к прогулкам пусть даже и по красивым местам.

 

Обед оказался очень простеньким, но как в меру кстати. Оказывается, в

Заполярье тоже едят «Анаком»! J В разговоре со Степаном Васильевичем

плавно перешли на тему фотографирования и он признался, что в

последнее время сильно увлёкся фотографией, продемонстрировал свою

оптику, которая только на первый взгляд, стоила по меньшей мере не

менее 20 тыс. деревянными. Что это именно было, сейчас уже не помню, но

что-то крутое буржуйское. Он рассказал, что фотоаппарат с объективами

покупал на выставке в Питере, куда специально для этого и ездил. Всего

ему это всё обошлось в немногим более 1000$, а до покупки долгое время

знакомился с бумажной периодикой, и даже выходил в интернет для

знакомства с обзорами.

 

Дача Степан Васильевича располагается в очень красивом месте – 

сосновом лесу. Обращаю его внимание на то, что белки чувствуют себя

весьма вольготно – то и дело видно, как те бегают по забору туда/обратно.

С.В. рассказал, что некоторых белок он уже знает «в лицо» и для их

фотографирования даже сделал специальный наблюдательный пункт в…

туалете. Дело в том, что туалет у С.В. как бы разрезает забор и своей

большей частью выходит за территорию дачного участка. В боковой стене

туалета он сделал специальное раздвижное окошко, из которого белок и

фотографирует. Сразу после этого рассказа одна из белок пробежала по

забору и Степан Васильевич предлагает мне «уединиться» в

наблюдательную кабинку с фотоаппаратом, что я и сделал J. Белка,

конечно же, на обратном пути была поймана в объектив и остановилась,

немного удивившись моему появлению, но через пару секунд одним

прыжком перепрыгнула через туалет и побежала дальше по своим делам.

 Посёлок Колвица. Фотография белки.

Так же Степан Васильевич похвастался своим огородом – рассказал что

выращивают у себя на земле, показал красную клубнику, уже почти

поспевшую к тому времени чёрную смородину и прочие культуры, которые

я просто не запомнил.

 

С. В. проводил меня к водопаду, который, нельзя сказать что большой, но

посмотреть стоило. Бурный поток воды несколько метров с шумом

спускается по наклонному плато, плюс красивейшие сосновые леса вокруг

создают незабываемый вид. Водопад делится на несколько потоков, между

самыми дальними обращаю внимание на развалины какого-то  большого

деревянного строения. Оказалось, что здесь раньше долгое время стояла

небольшая гидроэлектростанция, которая после постройки Кольской АЭС

в Полярных Зорях оказалась ненужной и её снесли.

 Водопад на речке Колвица (Мурманская область).   Водопад на речке Колвица. Слева - развалины гидроэлектростанции.   Водопад на речке Колвица.

Здесь я со Степаном Васильевичем расстаюсь – его на даче ждут дела, но он

меня после моей прогулки по живописным берегам речки Колвица ждёт к

себе на чай. Я обещаю вернуться, а сам хочу пройтись по течению вверх

посмотреть на природу, подышать свежим воздухом, а заодно посмотреть

на пороги, которые хотя и не обещали быть внушительными, но все равно

интересно. К тому же, времени до автобуса было предостаточно, а особых

дел не планировалось. Вдоль речки бросаются в глаза множество троп,

которые, как оказалось позже, были протоптаны браконьерами.

 В лесу

Минут через 40 подхожу к порогам, на расположенной рядом с которыми

площадке стоят две палатки, а на берегу привязанными лежат байдарки. У

присутствующего отдыхающего люда интересуюсь тем, что ещё есть

интересного выше по течению, мне отвечают, что ничего особенного, разве

что направо пойдёт приток речки, изобилующий небольшими порогами, но

по пути туда есть пара мест, которые пройти без сапог несколько

проблематично. Так же народ рассказал, что они собираются на байдарках

спуститься по порогам, а потом по тому большому водопаду. Я чешу голову

и говорю, что только что на него смотрел и выражаю свою мысль о

нецелесообразности данного действия, поскольку это очень опасно –

водопад мощный, вокруг очень много камней и вообще, по моему мнению,

этого делать не стоит.

 Один из притоков речки Колвица.  Порог на речке Колвица.   Порог на речке Колвица.

Чуть выше порогов речка становится широкой и необычайно тихой, вода в

том месте движется медленно, она очень прозрачная и в ней видна

плавающая довольно крупных размеров рыба - размером, наверное,

немногим меньше метра (с учётом визуального эффекта увеличения воды).

 

Иду ещё по берегу вверх по течению минут 20 и дохожу до того места,

которое без сапог пройти сложно. Малость попрыгав с одной кочки на

другую, благополучно прохожу эту низину, но когда я уже её почти

полностью прошёл,  меня малость испугал какой-то затаившийся зверёк,

который, в свою очередь, испугавшись меня, почти под самыми ногами

неожиданно спрыгнул в воду и поплыл.  В тишине леса и лёгкого журчания

воды, когда под ногами слышны лишь треск веток и шуршание обуви о

мох, неожиданные движения неизвестного существа заставили малость

напрячься. Кто это был рассмотреть не успел, но внешне оно было очень

похоже на выдру, в изобилии обитающую в наших тёплых краях.

 

Ещё через некоторое расстояние выхожу к притоку и поворачиваю в его

сторону, ибо перейти через него было несколько сложно. Пройдя по нему

выше, через небольшое расстояние вхожу в лес, в котором не так давно был

сильный пожар. Из-за огня сгорело очень много деревьев, на земле вместо

привычного мха был один пепел и осыпавшиеся со сгоревших сосен

жёлтые хвойные иголки. Даже комаров практически не было. Прошёл ещё

минут 15 по тропам, которые выделялись на общем чёрном фоне, и понял,

что горелый лес заканчиваться не собирается. Пришлось возвращаться

обратно.

 Один из притоков речки Колвица.

На обратном пути ещё раз сфотографировал водопад и абсолютно

довольный вернулся на дачу Степан Васильевича. Поблагодарил его за всё

хорошее, попрощался и пошёл на дорогу. До автобуса ждать было ещё

долго, поэтому я решаю выйти к Колвицкой губе Кандалакшского залива, с

берега которой открывается отличный вид, пройти по побережью

некоторое расстояние, а потом выйти на дорогу и автостопом добраться до

Кандалакши.

           Водопад на речке Колвица  Посёлок Колвица. Вид на Кандалакшский залив Белого моря.  

Посёлок Колвица. Вид на Кандалакшский залив Белого моря.  Посёлок Колвица. Вид на Кандалакшский залив Белого моря.

Выйдя на дорогу, сразу же останавливаю Камаз. Водитель понимает с

полуслова и не дожидаясь того, что я хочу сказать, машет рукой, чтобы я

скорее влезал в кабину. Примерно 20 минут жуткой тряски и я прошу

водителя, чтобы тот остановил на верхушке перевала – того, что перед

самой Кандалакшей. Водитель удивляется, но останавливается. От денег

категорически отказался.

 Вид с дороги на Кандалакшский залив с перевала возле Кандалакши.

Выбрав самый удачный вид с дороги, фотографирую острова залива, но

рядом растущие деревья неблагоприятно сказываются на получившемся

виде, поэтому я забираюсь на самый верх горы, по которой немного ниже в

выемке проходит автомобильная трасса, влезаю на верхушку самой

высокой сосны, которую пришлось долго выбирать и оттуда делаю ещё

один кадр. Сидя на сосне, обращаю внимание на проезжающий автобус,

которым я мог бы добраться из Колвицы в Кандалакшу и в душе радуюсь,

что не поехал им.

 Вид на Кандалакшский залив с верхушки одной из самых высоких сосен на перевале возле Кандалакши.

До общежития добираюсь пешком.  В следующий день решаю съездить в

Апатиты, посетить Кировск и полазить по известным Хибинам. Примерное

расписание поездов в сторону Мурманска я узнал заранее, поэтому чем буду

добираться, уже примерно спланировал. В общежитии всё также холодно,

приходится укрываться двумя одеялами, а ездящие под окном машины

мешали спать чуть ли не всю ночь.

 Сгоревшая секция тепловоза 2М62-0857 на территории ТЧ Кандалакша.

 

13.08

 

Поднимаюсь около 7 утра, наспех завтракаю и иду на вокзал. Там

дожидаюсь 116 поезд, напрашиваюсь механику в ВЛ60, поэтому дорога до

Апатит пролетает не заметно.

 

В Апатитах выхожу и иду на вокзал к автобусной остановке. У меня есть

информация, что до Кировска отсюда идёт прямой автобус. Но это

оказывается не так, и я с помощью местных жителей примерно определяю

дальнейший план пересадок. Автобус подходит буквально через несколько

минут и через пару-тройку остановок мне советуют выйти и пересесть на

другой автобус. Другой автобус подошёл сразу следом, что местные жители

окрестили редчайшим случаем – ждать обычно приходится очень долго.

 

Автобус выезжает из Апатит и до Кировска едет с десяток километров по

трассе, перед самым въездом огибает гору и въезжает в город, который

удачно расположился у подножья обступивших его гор. Я интересуюсь у

кондуктора тем, где мне лучше всего выйти, чтобы влезть на какую-нибудь

из вершин, та советует выйти на конечной остановке. Я так и поступаю.

 

На улице прохладно, облачно, но дождя нет. Рядом с остановкой находится

подъёмник, к которому я и направляюсь. Первыми лаем встречают собаки,

после них выходит сторож, у которого я интересуюсь тем, можно ли

включить подъёмник. Тот говорит, что быть может и можно, но этим

заведует не он, а его начальник, который должен подъехать с минуты на

минуту. Начальника мне пришлось прождать около двух часов в

сторожевой коморке.Один из сторожей  разговоре жалуется, что сегодня

ночью у них кто-то раскопал неподалёку и обрезал 6-ти киловольтный

кабель, который в тот момент был под напряжением и из-за этого важный

участок остался обесточенным. Интересуюсь тем, где лучше всего пешком

взобраться на гору. Мне советуют либо пройти по дороге, которая идёт

параллельно канатке, но она изрядно петляет, либо идти над самой

канаткой - преимущественно по бетонным плитам, которые закрывают

шахту кабелей. Время шло, дожидаться их начальника было  бесполезно,

поэтому я решаю идти по второму пути.

 Хибины. Путь к вершине.

Первые десятки метров восхождения оказались довольно сложными из-за

крутого склона, но последующее расстояние преодолевалось уже проще.

Сам подъём наверх занял порядка 1 часа. По пути в двух местах

встречаются стаи птиц, очень внешним видом похожие на куропаток,

которые затаились между камнями, заросшими мхом.  Часть птиц улетели,

а часть лихо перепрыгивая с камня на камень, убежали. Там же

встретились два человека с корзинами, что они в них собирали я не знаю,

не уж то грибы? Дохожу до конца канатной дороги  и первое, что бросается

в глаза – это полное отсутствие людей. Оно, вообще, понятно, но хотя бы

какая-нибудь собачонка выскочила бы, а то как-то на душе тоскливо.

Примерная высота моего нахождения – 800 метров над уровнем моря. С

этой точки открывается отличный вид на Кировск, часть Апатит,

знаменитое горное озеро в Кировске под названием Большой Вудъявр,

находящееся на точке порядка 300 метров над уровнем моря, на различного

рода довольно крупные отстойники и массу небольших озёр, которых с

горы было видно очень много. В самом Кировске бросается в глаза весьма

крупный зелёный массив (наверное, на четверть видимого с горы города) и

большое искусственное озеро, посредине которого был отчётливо виден

высокий фонтан. Общий вид портила облачность и лёгкая дымка, но, тем

не менее,  по равнине просматриваемость была высокой.

 Вид с Хибин.  Вид с Хибин на Апатиты.

 Вид с Хибин на горное озеро Большой Вудъявр  Вид с Хибин на Кировск.

По хребту горы Айкуайвенчорр начинаю взбираться выше и уже через

примерно километр подхожу к практически самой высокой точке горы,

которая с одной стороны была «припёрта» облаком. Облако с близи похоже

на туман, склон горы с его стороны невиден, поэтому находясь на хребте, та

сторона, где было облако казалось как бесконечная бездна, чем вызывало

некоторое чувство обеспокоенности. Через минут 15 я уже был на вершине

горы. Расстояние над уровнем моря – 1075 метров.

 Хибины. На вершине горы Айкуайвенчорр.  Хибины. Вид с вершины горы Айкуайвенчорр.

Подхожу к северному краю горы и оказываюсь у самого обрыва, с которого

открывается отличный вид на зелёную низменность, спрятавшуюся между

гор. Внизу видны всякие строения, дороги, а на верхушке самой дальней

горы, к которой подступает данная низменность, среди облаков виднеются

корпуса горного комбината, располагающиеся примерно на том же уровне,

на котором в тот момент времени находился я.

 Хибины. Вид с вершины горы Айкуайвенчорр.В далеке, на горе, среди облаков - корпус горного комбината.  

Все горы просто усыпаны камнями, которые сверху покрыты ярким

бежевым мхом. Чтобы сделать один из кадров, подхожу к краю обрыва и

чувствую, что в туфле появилась вода – оказалось, что почти на самой

верхушке горы есть маленький родник, спрятавшийся среди густого мха.

 Хибины. Вот смотрю я на эту фотографию и понимаю - на ней я лишний :-).  Хибины.  Хибины.

 Хибины. Без комментариев...  Хибины. Без комментариев...  Вид с Хибин.

В некоторых местах напротив расположенных гор виднеется в небольшом

количестве снег. К сожалению, возле меня таких мест не было, а жаль –

потоптать снег в середине августа хотелось бы… Особенно меня поймут те,

кто в тот момент находится на изнывающем от жары юге. Но здесь, надо

заметить, было совсем не жарко. Не, конечно, я пока поднимался на гору,

да и вообще пока там ходил, взмок весь от пота, но наверху ветер был

далеко не слабым и весьма холодным.

 

Стоя на одном из склонов обращаю внимание на то, что с восточной

стороны горы наверх идёт дорога, по которой то и дело движутся машины,

в основном – грузовые. В ту сторону и направляюсь. Пока шёл, гора была

практически пологой с довольно большой горизонтальной площадкой, по

которой была проложена автомобильная дорога (зачем – не понятно). Ну,

«проложена» - это сказано весьма громко, по грунту просто прошёлся

грейдер, который крупные камни отбросил в сторону. В одном месте, возле

начала спуска, с южной стороны горы строится площадка, всем видом

напоминающая смотровую. Там же рядом строится подъёмник, как мне

показалось, не похожий для перевозки людей.

 Хибины. Змейка бетонки.  Хибины.  Вид с бетонки.

Выхожу на бетонку и задаюсь целью поймать попутку, чтобы спуститься

вниз. Времени у меня в запасе ещё было предостаточно, но ноги за

сегодняшние лазания по горам уже изрядно ныли, да и повышенная

бдительность при хождении по горам порядком утомила – приходилось

каждый раз смотреть себе под ноги, чтобы наступивший камень лежал

прочно а не перевернулся в тот момент, когда я на него наступлю. Заодно

не спеша спускаюсь вниз. Навстречу проезжает БЕЛАЗ, но довольно

маленьких размеров. Впервые для себя обращаю внимание, что у него

кабина только для одного человека. А жаль - пользуясь случаем,

прокатиться я бы не отказался.

 

Протопав примерно с два километра вниз, за всё время встретился всего

один КАМАЗ, в кабине которого уже находились три пассажира. Через

некоторое время обращаю внимание, что вниз спускается какой-то

простенький джип. Я поднимаю руку, но потом, когда тот подъехал ближе,

начинаю жалеть – на пассажирском кресле сидит мужик в костюме и при

галстуке, не хватало тут ещё на какое-нибудь начальство нарваться, а то

массы вопросов будет не избежать. Машина проезжает мимо, я мысленно

расслаблюсь – типа, ну и пусть едет, но тот через пару десятков метров

резко останавливается, открывается пассажирская дверь, откуда

высовывается мужик, который маша рукой, подзывает меня. Я подбегаю и

в лоб получаю возмущённый вопрос – «А чего Вы тут делаете???». Поняв,

что забрёл не туда куда можно, пытаюсь оправдываться, что типа, вот шёл

себе по горе, шёл и… сюда пришёл. Тот долго не мог меня понять как я

сюда мог попасть пешком и, тем более – откуда? Но потом спросил – «это

что, оттуда где подъёмник для лыжников?», я утвердительно отвечаю, тот

немного удивляется, но потом задаёт вполне себе неожиданный вопрос –

«Вы что, хотите чтобы Вас тут размазали?». Я немного не понял сути

вопроса, поэтому малость замешкался. Мужик предлагает сесть на заднее

сиденье, куда я с удовольствием и усаживаюсь – пока стоял, то успел

замёрзнуть. Интересуюсь про смысл фразы про то, что меня тут могут

«размазать», ибо не понятно – то ли она имеет юридический смысл, то ли

физический, что более не ясно. Мужик был настолько возмущён моим

появлением, что у него просто закончились слова и инициативу ответа взял

на себя водитель – он объяснил, что по этой дороге ходит очень много

тяжёлых грузовых машин, а на гору часто накатывается туман, поэтому

находиться на дороге очень опасно, поскольку водитель в такой ситуации

может просто напросто человека не заметить. К тому же,  в этих местах

могут производиться взрывные работы, поэтому находиться здесь более

чем опасно. Через несколько километров меня высаживают, поскольку

машина сворачивала к какому-то совершенно «левому» заведению, не

относящемуся к горному комбинату и я ещё некоторое время иду пешком.

 

Всего на 800 метров ниже и природа резко меняет свои очертания – по

сторонам уже были не угрюмые серые камни, а зелёный лес. Ещё будучи

наверху, в глаза бросились два небольших озера, в которых вода была

насыщенного зелёного цвета. Сейчас я находился примерно на уровне этих

озёр и мог поближе их рассмотреть – мне почему-то казалось, что они

искусственные, но оказалось, что у них происхождение природное. Прохожу

через КПП и метров через 100 останавливаю 24-ую Волгу, водитель

соглашается подвезти. Мне очень повезло – ехал он не в Кировск, а в

Апатиты, где высадил на остановке, с которой, по его словам, я мог

прямым автобусом добраться до вокзала. Водила от денег категорически

отказался.

 Озёра с зелёной водой у подножия Хибин.  Лесной массив с речкой у подножия Хибин.

Автобус прибыл минут через 10 и ещё через короткий промежуток времени

я прибыл на вокзал. Посмотрел расписание – поезд, которым я мог бы

уехать ушёл со станции буквально 20 минут назад, а следующее, чем можно

было бы добраться до Кандалакши был электропоезд, отправляющийся аж

через 2 часа. Ничего из грузового на юг не было, поэтому всё это время

скучаю на вокзале.

 

Новенький электропоезд из 4 вагонов подали к перрону и уже спустя 20

минут он отправился по направлению к Кандалакше. В вагоне первое, что

бросается в глаза – это полнейшее отсутствие рекламы и различных

объявлений.

 

Пока мимо проплывали красивые виды, я думал о том, что сегодня из

Кандалакши надо непременно уезжать – находиться в этом районе особого

смысла не было. Ну, быть может, он и был, но я его не видел. Следующую

остановку решил сделать в Оленегорске, до которого, по моему скромному

прикиду, из Кандалакши ехать порядка 4 часов. Решаю, что надо уезжать

ночью, чтобы ближе к утру быть в Оленегорске.

 

На вокзале беру билет до Оленегорска на поезд №346, отправлением

сегодняшней ночью в 01.02. На станцию назначения поезд прибывает в

03.55.

 

 

14.08

 

Проводница вагона интересуется у меня, буду ли я спать. Говорю, что буду.

После чего начинает интересоваться, смогу ли я перед Оленегорском

подняться сам – говорит, что она работает «в одно лицо», жутко устала и

хочет спать. Я сочувственно говорю, что понимаю её, но будильника у меня

нет, из-за чего просплю наверняка.

 

Устраиваюсь на нижней полке и долго пытаюсь уснуть. Только задремал –

кого-то поселили по соседству. Опять долго лежу, не могу уснуть. В какой-

то момент проваливаюсь в сон и слышу, что меня будит проводница,

которая говорит, что через несколько минут прибываем. С трудом

просыпаюсь и осознаю то, что в таких ситуациях лучше всего не спать –

голова чумная, спать сильно хочется, подниматься лень. Начинаю жалеть,

что решил ехать в Оленегорск – надо было сразу брать билет до

Мурманска. Но, отгоняя от себя всякого рода пессимистичные мысли,

собираюсь с духом и поднимаюсь. Свет включать не решаюсь – не хочу

будить другого пассажира. Забрасываю вещи в сумку и чувствую, что поезд

начинает тормозить, а ещё через короткий промежуток времени проходит

по входным стрелкам станции. Берусь за ручку двери, начинаю её

открывать, а она не открывается! Я сильнее дёргаю, но дверь остаётся в

прежнем положении. Дёргаю её ещё сильнее, моя рука слетает с двери и тут

я осознаю, что ручку то я не отпускал! Она у меня осталась в руке!

Просыпаюсь окончательно и включаю свет. Вижу, что всё так, как я

представлял себе в темноте – закрытая дверь, ручка от которой находится у

меня в руке. Вставляю её в замок – не открывается. Достаю

фонарик, начинаю изучать конструкцию замка и вижу, что направляющая

ручки со стороны прохода вышла из своего места, сдвинувшись наружу.

Надеясь, что кто-нибудь услышит, достаю шариковую ручку и с её

помощью выталкиваю ручку замка в проход. Та, к моменту, когда уже

поезд практически остановился, с грохотом падает на пол прохода, но

никакой реакции хоть кого-нибудь живого, не последовало. Начинаю

трясти дверь, создавая при этом весьма громкий шум. Реакции – ноль.

Обречёно сажусь и, держа в руке всю ту же дверную ручку, начинаю

истерически смеяться. Эх, ё-мое! Вот это – НАСТОЯЩАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ

ДОРОГА!

 

Из плена вагонного купе меня всё же освободила проводница, которая,

вероятно, обеспокоившись отсутствием моего рвения к выходу на станции

Оленегорск, пошла на мои поиски. С гордостью вручив ей её дверную

ручку, которая к тому моменту времени стала исполнять роль переносного

инвентаря, прошу не делать такие удивлённые глаза, а поскорее меня

выпустить из вагона.

 

Очутившись на перроне, ещё не отойдя от глубоких раздумий  о сущности

железнодорожного бытия, когда ручки дверей купейных вагонов вот так

запросто  могут отваливаться, вводя в замешательство кого угодно, решаю

первым делом зайти в вокзал, где можно было бы получить информацию о

месторасположении  бригадного дома. Хочется поскорее попасть в

тёплое помещение,  с удовольствием залезть под тёплое одеяло и побыстрее

уснуть – спать всё так же хотелось, а пока шёл по перрону, весь продрог.

 

На вокзале у дежурной интересуюсь нахождением бригадного дома. По её

наводке туда и иду. Через несколько минут был у небольшого неказистого

скромного двухэтажного домика, который и носил вышеупомянутое

название. Но дежурная в поселении отказала, сославшись на отсутствие

свободных мест и запрет на поселение кого угодно, кроме локомотивных

бригад. Интересуюсь, как можно получить разрешение, та категорически

заявляет, что только через начальника депо. Спрашиваю, где его можно

найти, на что получаю изумлённый ответ – «Как ГДЕ? В Мурманске!».

Начинаю расспрашивать, где можно поселиться в городе. Советует идти в

гостиницу. Говорю, что гостиница – для командировочных, а для простых

смертных что-нибудь есть? Говорит, что есть, но отсюда далеко. Смотрю на

часы – начало пятого утра, на улице ещё темно. Естественно, в такое время

автобусы ещё не ходят. На первом этаже бригадного дома располагается

небольшая столовая, работающая круглосуточно. Спрашиваю, можно ли

поесть у вас, говорит что можно. Кормят в столовой не вкусно и дорого.

Быть может, мне это показалось из-за неудач, неожиданно свалившихся на

голову, но в тот момент я начинал уже раздражаться из-за ряда напутствий.

 

Возвращаюсь на вокзал, захожу погреться в зал ожидания, где сажусь на

холодную деревянную седушку и, обдумав план дальнейших действий,

решаю подремать здесь пару часиков, пока не наступит рассвет и город

окончательно не проснётся, после чего начать поиск чего-нибудь, где

можно будет остановиться. Два часа в полусне пролетают незаметно, я беру

сумку, прохожу по перрону, обхожу стоявшие на станции вагоны и выхожу

к остановке, на которой весит график движения автобусов. Изучаю его,

сверяю со временем на своих часах и понимаю, что предыдущий автобус

недавно ушёл, а следующий будет минут через 25. Жилые районы видны на

некотором удалении, поэтому решаю по промышленной зоне не идти, а

дождаться автобуса. Внимание привлекает мужичок в годах,

прогуливающий слюнявого боксёра (собака такая), подхожу к нему и

спрашиваю по поводу того, ходят ли автобусы по расписанию. Тот говорит,

что расписания они придерживаются всегда. Так же интересуюсь тем, что

есть в городе интересного посмотреть. Вопрос мужичка вводит в глубокие

раздумья, но  через секунд 10 его лицо рассветает и тот отвечает: «В

библиотеку можно сходить, почитать». Всё ясно… Спрашиваю, есть ли в

городе общежития – тот говорит, что есть большое от комбината и кратко

рассказывает как туда добраться.

 

Из автобуса выхожу на нужной мне остановке и по наводке местных иду к

общежитию, путь к которому пролегает мимо гостиницы «Горняк». Захожу

в гостиницу, интересуюсь наличием свободных мест и стоимостью одного

места. Свободные места есть, стоимость – немногим более 500 рублей в

сутки. Спрашиваю, есть ли горячая вода. Консьержка с холодным

взглядом отвечает, что во всём городе её нет, но скоро должны дать.

Спрашиваю как скоро, отвечает – дней через 10. Удивляюсь пониманию

временных рамок, выхожу из гостиницы и иду в общежитие,

располагающееся рядом, на площади. В общаге приняли весьма

приветливо – вероятно, между ними и гостиницей существует конкуренция,

да и вообще, от всего своего времени пребывания там у меня осталось

весьма приятное впечатление. Несмотря на то, что комната имеет всего три

кровати, по площади  она довольно внушительная. Всё чисто, аккуратно и

опрятно. И всего за 90 рублей. В комнате я один. Устраиваюсь и сразу

ложусь спать, просыпаюсь уже днём.

 

Город Оленегорск сам по себе небольшой и разделён железнодорожной

станцией, собственно, на две части – основную, самую большую, где

располагаются жилой сектор и известный Оленегорский горно-

обогатительный комбинат (ОГОК), основной вид деятельности которого

является производство и продажа железорудного концентрата, ферритовых

стронциевых порошков, щебня. И, по ту сторону станции – немного

частного сектора и военный аэродром, который немного видно из основной

части города. Так же в городе есть оптико-механический завод, который с

недавнего времени был присоединён к ОГОК. Город довольно молодой,

строился специально для горняков и, надо заметить, создаёт вполне

приятное впечатление. Основным источником доходов у горожан является

работа на комбинате, когда я утром подходил к общежитию, то с площади

как раз отправлялись три служебных автобуса с его работниками.

 

На  центральной площади города, где и располагается общежитие,

находятся также управление комбинатом, торговый центр и Ледовый

дворец. Последний, наверное, когда-то был гордостью города, поскольку

подобного рода комплексы обычно не встречаются в столь небольших

городах. К сожалению, сейчас Ледовый дворец превращён в позорную

барахолку.

 

Весь день гуляю по городу, смотреть особо нечего. Поиск доступа к

интернету дал понять, что интернет в городе есть только в библиотеке,

которая к времени моего поиска уже была закрыта. В восточной части

жилого массива располагается озеро и подобие парка, там же рядом лет 10-

15 назад построили аттракционы, что опять же, в таком небольшом городе

бросается в глаза.

 

Сразу определяю примерный план моих действий на следующие пару

суток: завтра буду пытаться попасть на ГОК. Народ по-разному

размышляет о том, как стороннему человеку пройти на его территорию –

кто говорит, что без проблем, кто с уверенностью доказывает, что на КПП у

всех проверяют документы (правда, бывают случаи, когда этого не

случается, либо охранники не успевают пройти полный автобус, поэтому

следует ехать утром, когда людей много). А послезавтра – посетить

Мончегорск, располагающийся рядом.

 

 

 

Предыдущая часть                                                                              Следующая часть

 

Hosted by uCoz