Ростов-на-Дону – Владивосток – Ростов-на-Дону [5/7]
2 августа – 7 сентября 2002
года
24 августа
Выйдя из поезда, смотрим вокруг – везде жуткая темнотища,
лишь отдельные прожектора помогали нам не переломать себе
ноги. Так же очень выручил мой карманный фонарик, с помощью
которого мы в темноте по шпалам всё же дошли до депо.
Находим дежурного, но тот разводит руками – остановиться не
где. Говорит, что нам надо было доехать до конца, там где-
нибудь бы нашли жильё. Но сейчас ехать уже не чем – время по
местному 12 ночи. Пытается обзванивать различные общаги,
бригадники и т.п., но его всюду отшивают. Лишь в одном месте
после долгих его упрашиваний нас согласились пустить на
ночлег. Но добраться туда мы тоже никак не могли, поскольку
место то находилось в районе отстоя электропоездов недалеко от
конечной остановки. Дежурный добавил, что в 2 часа по
местному должен выйти с настройки электропоезд и мы им могли
бы добраться как раз туда, где смогли бы переночевать – этот
поезд будут перегонять в отстой. Мы конечно же соглашаемся
подождать. В помещении у дежурного так же был один
машинист, который жутко ругал (в шутку конечно же)
посетившего нашу страну корейского лидера. На вопрос, что же
такое случилось, он ответил, что ему из-за этого корейца
приходится ночью тут торчать, поскольку ему выпала судьба
быть машинистом локомотива прикрытия, который будет перед
самым проездом корейского поезда искать собой мины. Над
машинистом локомотива-миноискателя, или как ещё я встретил в
прессе его название - локомотива-камикадзе, другие машинисты
подшучивали фразами типа «Что стоишь, иди в бухгалтерию
гробовые получай!».
Настройка поезда несколько затянулась и он отправился аж в 3
часа ночи по местному. В бригадник нас провела бригада, где мы
удачно и поселились. Как позже выяснилось, это было здание
вагонного ПТО. Легли с открытыми окнами, чуть задремали и
тут… Подлетаем от жуткого грохота – придя в себя поняли, что
это тронулся состав. Оказалось, что наше окно выходило как раз
на пути станции, с которой отправлялись грузовые поезда (как
раз под окнами была его хвостовая часть). Окно пришлось
закрыть, как там отдыхают бригады – загадка.
Проснулись в 13 часов по местному времени. Сразу идём на
вокзал узнавать по поводу билетов – мы были уверены, что
проблем с ними не будет, но оказалось наоборот. Когда мы ещё
не могли купить билеты до Хабаровска в Облучье, то нам кассир
говорила, что на запад билетов много во все поезда. Поэтому мы
рассчитывали на беспроблемное возвращение обратно. Но как
выяснилось, билетов было очень мало, даже до Хабаровска (а нам
нужно было доехать до станции Болонь, это под Комсомольском-
на-Амуре). Купейное место было только одно, поэтому решаем
сразу брать одно купе и одну плацкарту, а потом, когда снимется
бронь, попытаться обменять плацкарту на купе. Мне достаётся
купе, а Виталию плацкарта. Но билеты мы покупаем только со
второй попытки – первый кассир отказала нам по причине того,
что мы можем доехать только до Хабаровска, а на уверения о
том, что мы поедем через Комсомольск-на-Амуре и Тынду по
БАМу, задаёт вопрос – «По какому ещё БАМу???». Я молча
забираю у неё документы, захожу в кассу с другой стороны
(чтобы она меня не видела) и отдаю их другой кассирше. Та
долго крутила их у себя в руках, молча поднимается и выходит.
Как оказалось, она пошла советоваться к другому кассиру, но, к
счастью, не к той, к которой мы уже подходили. Вернувшись, она
так же молча вводит наши данные в компьютер и через пару
минут отдаёт уже отпечатанные билеты.
Наш визит во Владивосток совпал с визитом Путина. При выходе
с вокзала улицы в центре были перекрыты, вот-вот должен был
проехать кортеж президента. Прождав его минут 20 (надо ведь
хоть когда-нибудь посмотреть на живого президента и уж тем
более во Владивостоке!), поняли, что наше время дороже
президента и мы двинулись дальше по центральной улице.
Город очень интересный. Я долго ломал голову – он мне
напоминал какой-то другой город, но какой именно не мог
вспомнить. На верный путь мышления поставил меня Виталий –
он напоминал Санкт-Петербург, прежде всего своими узкими
улочками. Но в отличие от Питера, Владивосток это холмистый
город, присутствует очень много крутых подъёмов и спусков,
многоэтажные дома стоят чуть ли не на обрывах скал – очень
интересное зрелище. Так же во Владивостоке очень красивый
вокзал интересной архитектуры. Мы так и не смогли
определиться с тем, какого он стиля – чем-то смахивает на
архитектуру Чехии или Польши. Но скорее всего, он стиля одной
из скандинавских стран.
Центральная улица частично предназначена только для
пешеходов и чем-то напоминает Арбат в Москве. Как раз в том
районе над улицей подвешены динамики, из которых не тихо и не
громко (в самый раз) звучит хорошая музыка, как я понял, это
какое-то местное радио. Такая же радиотрансляция есть и на
набережной Владивостока, на которую после гуляний по центру
города мы и пошли. На набережной гуляет много народу, и что
запомнилось из неприятного, так это навязчивые агитационные
прогулки кришнаитов со своим немудреным пением. На
набережной так же есть магазинчики с профилем продажи
морепродуктов. Лучше мы туда не заходили J… Чего там только
нет. Купили креветок, медведок, варёных замороженных лап
краба, какую-то рыбу и пошли искать местечко на берегу Тихого
океана. Ну, пусть даже и не океана, а залива, но главное то, что
вода в нём из Тихого океана J. Место нашли на каком-то то ли
оздоровительном комплексе, то ли кто его знает как его зовут, но
короче, вход в него производится прямо с набережной. На входе
стоит бабушка и собирает чисто символическую мзду, что-то
типа 2 или 3 рубля с человека. Расположившись на бывшем
пляже, который представлял собой жуткое зрелище, всё не спеша
и уничтожили. На улице было порядка 18-20 градусов, один
мужик даже купался, но мы на такой героический поступок не
решились. Хотя первой причиной был не холод, а вода
неопределённого цвета после дождей.
Кстати, забыл упомянуть, что когда ещё были в Хабаровске, то
по телевизору услышали, что на Владивосток надвигается
циклон, который уже свой частью натворил много бед в городе.
И при движении в сторону Владивостока по радио так же
проскакивали репортажи о том, что там шквальный ветер, ливень,
поваленные деревья, сильный шторм и людям лучше на улицу не
выходить. Но, несмотря на все эти новости, нас остановить уже
ничего не могло. И какое же было наше удивление, когда мы
застаём Владивосток без поваленных деревьев и оборванных
проводов и относительно солнечной погодой на улице. Местные
рассказывали, что никаких природных катаклизмов не было.
Разве что так, одно дерево от старости завалилось…
Вечером вернулись в бригадный дом и договорились, чтобы нам
разрешили остаться ещё на одну ночь, после чего до полуночи
гуляли по городу.
25 августа
Утром поехали на авторынок, где Виталий хотел посмотреть
запчасти на свой мотоцикл. После него возвращаемся на вокзал,
на перроне которого стоит последний километровый столбик
Транссибирской магистрали – 9288км. Так же на перроне стоит
памятник американскому лендлизовскому паровозу. Почему не
смогли на его место поставить П36 не ясно, он без проблем бы
поместился на перроне и поставить туда его тоже не было бы
проблем. Заходим в кассу по поводу билетов, но после снятия
брони купейные места не появились. Заодно обратили внимание,
что наш поезд уже подали на перрон к посадке. Внешний вид его
не внушал доверия, что мы без проблем доберёмся туда, куда нам
надо. Внешне вагоны выглядят просто жутко. Их, наверное, не
мыли ни разу после постройки. Поезд нам попался
№251отправлением из Владивостока в 06.56 Мск.
Забрав вещи из бригадного дома и купив еды в дорогу, подходим
к поезду. В знак солидарности с Виталием, я предлагаю подойти
к начальнику поезда и обменять моё купе на чью-нибудь
плацкарту рядом с Виталием. К начальнику поезда подошли
только после того, как тронулись, поскольку её перед самым
отправлением обнаружить не смогли. Но она оказалась довольно
грубой женщиной и отказалась на такой обмен. Виталий ещё
более огорчился, поскольку ему попалась боковушка рядом с
дверью в туалет. Но хорошо, что хоть нижнее место. Поезд
сформирован из старых вагонов, которые уже давно пора
списать.
Когда праздновали 100-летие Транссиба, то я слышал из
достоверных источников, что он полностью электрифицирован.
Но это не так, до полной электрификации ему не хватает
прилично. Точно сказать не могу, но где-то примерно от Спасска
до Губерово электрификации нет – поезд ведёт тепловоз. Кое-где
уже поставлены опоры контактной сети, но до окончания
электрификации ещё работы много.
В наше путешествие при каждой возможности я старался
покупать газету «Гудок» - просто было интересно почитать что-
либо из железнодорожного, тем более, что дома её никогда не
читаю. И, надо сказать, очень разочаровался. Да, я много слышал
плохого об этой газете, но не ожидал, что всё так серьёзно. Я
понял, что эта газета – позор для всех железнодорожников. Газета
полностью пропитана лживой идеей восхваления руководства
отрасли. Она чем-то мне напомнила газету «Правда» в
коммунистическом прошлом. Мало того, железнодорожная
«девственность» журналистов принимает совершенно абсурдные
формы. «Гудок» не попадает даже под определение «жёлтой»
прессы – он ещё хуже!
26 августа
После Хабаровска до самой станции Болонь поезд идёт с
крейсерской скоростью 40-60 км/ч. Такая скорость позволяет
стоять у окошка и без усталости для глаз в него глазеть. Т.е.
нечто типа туристического поезда J. Как позже выяснилось,
ограничение на тех участках 80 км/ч, но до такой скорости
пассажирский поезд не разгоняется от того, что у него в графике
учтена более низкая скорость. С состоянием пути на том участке
существуют такая же проблема, как и на БАМе – плохой балласт.
Поэтому графики движения поездов специально
скорректированы так, чтобы поезда сильно не разгонялись.
В Болонь поезд пришёл с опозданием на 45 минут от того
времени, что указано было в расписаниях на вокзале станции
(если его можно так назвать) и в поезде. Но согласно указанного
времени в билете, поезд пришёл почти вовремя. Сразу
разведываем обстановку по поводу билетов, но нас ожидает
облом – поездов нет. Пытаемся узнать по поводу отправления
грузовых поездов, но оказывается, что и их тоже нет. Но зато
вроде что-то должно будет идти в нашу сторону из
технологического. На базе запаса Болонь стоят:
- Еа 2015, 2577, 2735, 3113, 3560;
- Ем 3747 (ретро), 4239.
После посещения базы запаса, с помощью местных узнали, что
через пару часов должна до станции Комсомольск идти дрезина.
Возвращаемся на станцию, стоим ждём. Всюду летает противный
гнус. Пока есть время, идём в местный магазинчик, который
оказался обычной эдакой деревенской лавкой. Вваливаемся в
него с сумками, на что нам в лоб задают вопрос – «А Вы,
наверное, с золотых приисков?». Оказалось, что у них с сезоном
появляется много золотодобытчиков. В этом магазине мы ничего
найти не смогли, поэтому заходим в другой магазин, напротив
первого. Продавщица встречает фразой «Заходите не бойтесь,
выходите не плачьте». В магазинах мы искали сахар-рафинад,
который в поезде было удобно использовать для чая. Но
оказалось, что рафинад к ним не завозят из-за его высокой цены –
народ у них бедный. Идём обратно на станцию, я захожу в здание
вокзала, или точнее сказать – в здание кассы, поскольку вокзалом
это назвать не поворачивался язык. Меня интересовало наличие
мест от Комсомольска-на-Амуре в сторону Москвы. Но кассир
ответила мне отказом – у неё нет компьютера и, как следствие,
системы «Экспресс-2». На это я замечаю, что «у вас, вот,
спутниковая антенна на крыше стоит…» и получаю ответ «так
ведь это чтобы телевизор смотреть». Да я то и так понял, что это
не для того, чтобы в интернете в чате сидеть, просто имел в виду
их продвинутость в одном и отсталость в другом…
Около 12 Мск на станцию заходит дрезина Дгку, которая
собственным краном сгружает со своей платформы ёмкости в
стоящий рядом старенький грузовик. Машинист дрезины
соглашается нас взять, но говорит, что ещё будет некоторое
время стоять здесь под скрещением. Из Болони отправляемся в
13.00 Мск. При подъезде к Комсомольску вслух замечаю, что
город не такой уж то и маленький – огни рассредоточены по
очень большой площади. Тут между машинистом и его
напарником возникает спор, который так и не решил, что же
больше по площади – Владивосток, Хабаровск или Комсомольск-
на-Амуре. Но фразы от машиниста своему собеседнику «Я твой
Владивосток за 30 минут пройду пешком» и «Да что там того
Владивостока – три холма, и всё!» я запомнил J.
В 15.30 Мск прибываем на станцию Комсомольск. Механик
спрашивает нас, где мы выйдем – напротив депо, или где-то в
другом месте. Мы решаем сходить на вокзал и узнать по поводу
билетов. Механик говорит, что вокзал от депо находится не
далеко, так что обратно мы сможем без проблем дойти пешком.
Проехав депо, машинист останавливается и говорит, что дальше
уже не едет и нам до вокзала пройтись недалеко. Распрощавшись
с механиком, идём по заранее указанной дороге к вокзалу. Идём
всего порядка 2 километров. Станция большая, освещается не
полностью. Мы находимся где-то на её задворках, поэтому очень
темно и нас вновь спасает мой маленький фонарик. По пути у
меня возникает вопрос – а сколько же нам придётся идти
обратно? Ведь нам с вокзала придётся возвращаться в депо.
Наконец притопали на вокзал. В кассе говорят, что нас обслужить
смогут только тогда, когда с перрона отправится поезд. Ждём его
отправления. Дождавшись, нам кассир говорит, что билетов нет.
На вопрос когда будут, советует подойти завтра утром пораньше
(в 06:30 по местному) – сейчас вокзал (и касса тоже) закрываются
на ночь, а утром с открытием вокзала после снятия брони могут
появиться билеты.
Путь до локомотивного депо был нелёгким – темно, дорожек над
путями нет, всё время идти по шпалам тяжело. Идём, идём, всё
никак не придём. От скукоты начинаю считать километровые
знаки. Спустя примерно полтора часа появляются огни, по
которым можно определить, что это уже депо. После такого
перехода от вокзала до депо сложно было поверить, что мы всё
же дошли. Всего я насчитал 5 километров. Устраиваемся на
ночлег.
27 августа
Подъём в 05:30 по местному времени. Около 7 часов приходим на
вокзал, подходим к кассам. Кассир говорит, что есть только одно
купе, мы ещё раз объясняем, что нам необходимо два купе. Она
звонит куда-то по телефону и спрашивает, есть ли до Тынды
купейные билеты. В итоге, продаёт нам два билета в поезд №963.
Весь день в нашем распоряжении, поэтому целиком посвящаем
его городу. Комсомольск-на-Амуре запомнился тем, что он не
такой маленький, как мне думалось раньше. Довольно молодые
постройки, широкие улицы, доброжелательные люди, рыбный
базар J. Именно рыбный базар просто убил нас на повал своими
ценами – красная икра по 350 р/кг, свежий осётр от 40 до 50 р/кг,
копчёный от 100 до 150. Симпатичная набережная, хоть и не
такая большая, но зато с неё открывается прекрасный вид. В
Амуре купаться не стали – нас после дождя испугал его цвет
воды. Но зато появилось желание покататься на катере. К
сожалению, с прогулочными катерами в «Городе Юности»
проблемы, на речном вокзале нам сказали, что они такие услуги
не предоставляют, но зато есть фирма, которая вроде когда-то
катает, но не с их причала, а с какого-то другого места. С какого
именно другого причала – мы так и не смогли узнать, поскольку
они с этой фирмой разругались.
Перед речным вокзалом разбит большой парк, практически
полностью заросший бурьяном. Наряду с этим, возле дороги мы
заметили какой-то пьедестал. По началу решили, что здесь когда-
то кто-то стоял из коммунистического прошлого, но как позже
оказалось, это место пустовать долго не будет. На обратном пути
с речного вокзала мы увидели то, от чего у нас глаза полезли на
лоб – мощный тягач тянул за собой большую платформу, на
которой стоял памятник. Вокруг понаехала милиция,
телевидение, пришли какие-то чиновники. Откуда ни возьмись,
появились скромным строем отряд пионеров. Первый их проход
оператор не успел заснять, поэтому им пришлось маршировать
снова. К своему огорчению, сам памятник мы так понять и не
смогли – кто это был, для нас осталось загадкой. Но, увидев
ночью такое выражение лица, как на нём, можно и заикой
остаться.
На базаре покупаем чего-нибудь поесть и, во дворике вблизи
центральной улицы, располагаемся на лавке. Мельком замечаю,
что в метрах 50 от нас, в нашу сторону направляются двое
пацанов лет по 12, один из которых ведёт собаку. Мы же,
увлекшись трапезой, ведём между собой разговор о чём-то, как
вдруг замечаем резкие движения со стороны той маленькой
компании, которая уже успела подойти к нам на расстояние
метров пятнадцати. Переводим на них взгляд и застываем…
Картина для «Ералаша» – собака, с совершенно голодным
глазами, которую по-моему, целый год не кормили, тянет своего
хозяина в нашу сторону. Парень её пытается удержать, но
здорового двортерьера разве удержит ребёнок? Протащив своего
кричащего хозяина метров пять, тот спотыкается и с криком
падает плашмя на пузо, но пёс волоком умудряется медленно
тянуть его ещё с метров пять и останавливается тогда, когда уже
сила трения между пареньком и землёй становится
максимальной. Пёс, поняв, что обед сорвался, позволяет хозяину
подняться. Парню мы высказали своё большое спасибо за то, что
спас наш обед, а тот, в ужасе рассматривая себя после такого
торможения голодной собаки, уходит.
Несмотря на то, что город довольно молодой – он не так давно
отметил свой 70-летний юбилей, смотрится симпатично. Тем
более, город неплохо подготовился к нему – всюду развешены
агитационные растяжки, вывески и плакаты с надписями «Городу
Юности – 70 лет» и т.п., улицы ухожены, дома приведены в
нормальный внешний вид, хотя как мне показалось, приехав мы
на несколько месяцев раньше, то застали бы унылую
запущенность.
Поезд до Тынды имел такой же мрачный внешний вид, как и все
увиденные мной поезда, приписанные к ДВЖД. Но зато
технически вагон был в довольно неплохом состоянии. Поезд
отправляется в 12:38 Мск, наш вагон первый, поезд ведёт
тепловоз и гул дизеля с запахом от дыма приятно до нас
доносятся практически постоянно во время нашей поездки. Наш
спутник в купе – приёмщик Тындинского отделения ДВЖД
Департамента пассажирских перевозок.
Предыдущая часть Следующая часть