Ростов-на-Дону – Владивосток – Ростов-на-Дону [7/7]

 

2 августа – 7 сентября 2002 года

 

 

1 сентября

 

С утра не прекращаясь идёт дождь. Перед походом к Байкалу

решили купить омуля. Но поскольку через Северобайкальск

проходит очень мало пассажирских поездов, то торговцы

приходят на перроны только непосредственно перед поездом.

Ближайших поездов не было – не было и омуля на вокзале.

Местные ничего толкового нам сказать не смогли, посоветовали

сходить в рыбачий посёлок, находящийся на берегу Байкала.

Идём туда, но почти часовые поиски результата не дали – рыбаки

отказываются давать информацию о том, кто продаёт омуля.

Работу коптилок тоже не видно. Позже нам один человек сказал,

что рыбаки боятся продавать омуля незнакомым людям по

причине того, что сейчас вылов его запрещён – рыба пошла на

нерест. Так же, в связи с этим, омуль почти весь ушёл от берега

Северобайкальска и поймать его затруднительно. Но омуля мы

всё же нашли после более чем двухчасовых поисков – оказалось,

что им иногда торгуют на базаре. Там же продавали и копчёного

хариуса. Я решаю купить холоднокопчёного омуля домой – беру

10 штук по 12 рублей. Больше брать побоялся из-за того, что

торговцы со слов гарантировали что он не испортится как

минимум 5 суток, а до Ростова ехать больше.

 

Сам город – типично БАМовской постройки, дома простенькие в

сравнении с Тындой – согласно памятной доске на одном из

домов, город строился Ленинградом. Прогуливаясь по городу,

увидели небольшой магазинчик (точнее, ларёк) с названием

«Тихий Дон». Мимо пройти мы не могли J. Позже увидели ещё

один ларёк с таким названием. На одной из опор

электроосвещения увидели рекламу местной турфирмы. Нашли

её, но поскольку был выходной день, то она оказалась закрытой.

 

Когда в первый раз шли на базар, то в глаза бросилась вывеска

магазина – «горячие позы». Прошли далее и видим ещё одну

вывеску -  «новые позы». Остановились, не поверив своим глазам

– в голове мелькали мысли о моральной  разложенности местной

общественности, даже в Центральной России себе бы такое не

позволили. Подойдя поближе, поняли, что за простенькими

занавесками данного заведения с вывеской «горячие позы»

проводятся не стриптиз-шоу, а производится трапеза, короче, это

нечто типа столовой и одновременно магазин. Позы – те же

пельмени, но большие и приготовленные на пару. За одну позу

просили 8 рублей. Мы взяли по две J.

 

Недалеко от вокзала располагается недавно построенная

поликлиника с оздоровительным центром – всё смотрится  как

всегда в духе МПС. За поликлиникой, огороженной забором

стоит памятник П36-0096. Слышал, что этот паровоз выкупили

украинцы для использования его в ретро-турах, но когда паровоз

тащили с базы запаса, в МПС очухались и остановили его. Хотя

формально он и не российский, но как памятник стоит в России.

И ещё не известно, будут ли на него качать права украинцы. На

трапиках вдоль котла П36 наварили поручни – вероятно, чтобы

дети когда лазили, случайно не упали. Так же паровоз имеет

нестандартную полосу вдоль котла и тендера, что для П36 не

типично. Будка паровоза частично разграблена.

 

В основном время проводим прогулками по городу и вдоль

берега Байкала. С высокого мыса перед рыбацким посёлком

открывается красивый вид, но нам опять не повезло – горы были

в дымке, ясной погоды на Байкале мы практически не видели.

Купаться не стали – было довольно прохладно, хотя видели, что

купалась одна девчонка. Мы  в воду не полезли – на улице

порядка 13 градусов, хотя   дождь уже почти и не идёт, но вода

ледяная. Прошли полностью берег  от рыбацкого посёлка и до

порта. В порту судов очень мало. Со стороны порта открывается

замечательный вид на железную дорогу, проходящую над

берегом Байкала – с одной точки видны галереи и два тоннеля.

Прошлись под двумя галереями, а вот к тоннелю подойти не

решились – он охранялся. Между галереями поднялись на гору, с

которой открывались прекрасные виды на Байкал и станцию

Северобайкальск.

На берегу Байкала в Северобайкальске  Район Северобайкальска  

На территории депо из экзотики видели весь замасленный ТЭ3-

6436. В Северобайкальск он попал из Улан-Удэ.

 

Наш поезд №197 до Красноярска отправляется в 17:35 Мск.

Вагон попался тёплый и довольно хороший по своему состоянию.

В купе вместе с нами едет заместитель начальника службы

грузовых перевозок, так что в поездке скучно не было.

 

2 сентября

 

Весь день проходит в поезде. Особо то ничего интересного и нет,

разве что можно заметить то, что в Анзеби стоянка длится почти

25 минут – для чего, не понятно. В Вихоревке перед перроном в

качестве памятника стоит паровоз Ем-4249. Причём, те, кто его

ставили выбрали машину такой, какая она была изначально

построенная американцами – на ней были родные

паровоздушный насос и американские тормоза. Таких паровозов

в нормальном состоянии на базах запаса России уже не осталось

– именно такой Виталий хотел взять в музей. По станции

Топорок поезд стоит долгое время. На этой маленькой станции

нет платформ – смысл стоянки не ясен.

 

3 сентября

 

В Красноярск прибыли точно по расписанию. Оставив вещи у

дежурного по депо, пошли гулять по городу. Город смотрится

довольно не плохо, центральная улица ухоженная, но почему то

несмотря на то, что город немолодой, старых зданий мы

практически не увидели. В двух местах видели вращающиеся

мраморные шары, которых снизу подмывает вода, благодаря

чему они и крутятся. Зашли в интернет-клуб, позвонили домой.

Рядом с центральной улицей в глаза бросился развлекательный

центр (или кинотеатр, не помню уже), у которого во внешнем

оформлении существует немаленькая изюминка – небольшой

спортивный самолёт, врезавшийся в здание. Верхняя часть стены

отсутствовала, а непосредственно от стены шли глубокие

трещины по штукатурке. Причём, эти трещины ничем не

закрашены – видная кирпичная кладка. Вот только мы так и не

узнали то, когда был так сделан фасад здания – до 11 сентября

2001 года, или после.

Красноярск 

Так же прогулялись по набережной, на которой стоит (на суше)

колёсный пароход. Прошли по пешеходному мосту на остров.

Недалеко от набережной строится высотное здание уродской

формы – явный долгострой идёт уже не один десяток лет.

 

Перед отправлением нашего поезда №239 возвращаемся на

вокзал, где выясняется, что он опаздывает на 40 минут. Стоим

ждём. Меня начинают терзать сомнения – я по телефону

пообещал родным, что в Ростов вернусь из Москвы поездом

«Атаман Платов». Но билеты то я ещё не взял на него, а обычно у

него наполняемость высокая. Иду в кассу для

железнодорожников, которая находится в сервис-центре. Стою

долго в ожидании того, когда же кассир угодит пожилой

женщине. Наш поезд уже прибыл к перрону, но мы, малость

понервничав, всё же дожидаемся, когда кассир освободится, я

говорю девушке, что желаю купить билеты на 100 поезд от

Москвы до РнД, но оказалось, что билетов уже нет. Объясняю ей,

что в Москве мне нужно пробыть несколько часов, прикинув в

голове, что как раз прибытие в Ростов будет утром и прошу

продать билет на удобный мне поезд. Меня кассир спрашивает,

подойдёт ли мне разница между поездами в 5 часов, я

соглашаюсь. Отдаю ей свой билет до Москвы, чтобы она по нему

взяла мои данные, девушка интересуется – а не опоздали ли мы

на свой поезд, на что я замечаю, что он вот-вот отправится с

платформы. Услышав это, кассир со скоростью света ввела мои

данные и через считанные секунды уже со мной рассчиталась –

всё же умеют быстро работать кассиры! В вагон мы влетели всего

за одну минуту до отправления. Смотрю в купленный билет и

застываю – поезд прибывает в Ростов глубокой ночью. Пришлось

звонить домой и просить, чтобы меня встретили.

 

Попросили проводников положить рыбу куда-нибудь в холодное

место, но проводники ответили, что её определить некуда – у них

всё занято, а под пол в проходе укладывать – надо поднимать

ковры. Предлагают за шоколадку отдать нам в аренду их

холодильник. Купленная у них шоколадка за 20 рублей тут же

перекочевала обратно в их руки, а наша рыба – в холодильник.

 

Когда только зашли в указанное проводниками купе, то сразу

вышли обратно – стоял детский горшок, валялись игрушки. От

поездки мы очень устали и хотелось в тишине и спокойствии

доехать до Москвы. Обращаемся к проводникам с просьбой

определить нас на какие-нибудь другие места. Нам дают пустое

купе, в котором оказывается весьма прохладно. Окно полностью

не закрывается, а вентиляция на крыше протяжно воет.

 

В Боготоле видели валявшуюся будку от Еа, порезанный Л и

один целый Л.

 

4 сентября

 

Ночью просыпаюсь – кого-то нам подселяют. Поднявшись под

утро, спускаюсь с верхней полки и в темноте на что-то

натыкаюсь. Это «что-то» оказывается живым, большим,

лохматым и тёплым. При более детальном рассмотрении во тьме

«что-то» оказывается здоровенной немецкой овчаркой. Собачка

меня всего обнюхала, но кусать не стала.

 

Утром, когда сели завтракать, то обнаружилось, что пакет с едой,

лежащий под нижней полкой оказался мокрым. Конечно же, все

подозрения – сразу на собаку. Хотя позже выяснилось, что это

всего лишь было проявление «водопроницаемости» вагона в

дождь, но продукты это не спасло – их мы уже выкинули, а сами

остались голодными до следующей крупной станции. Собачка с

хозяйкой вышла в Тюмени, и наше дальнейшее

времяпрепровождение происходило в гордом одиночестве.

 

Между Омском и Тюменью скорости довольно высокие, в

некоторых местах поезд разгонялся ~ до 140 км/ч. В вагоне очень

холодно. Завывания крышевой вентиляции по своей громкости

приняли совсем неприличные звуки, но закрыть её не было

возможности – ручку заклинило.

 

5 сентября

 

Два одеяла на каждого спасли нас ночью от замерзания. В

проходе вагона висит градусник, подхожу к нему и пытаюсь

найти на нём остатки спирта, съёжившегося от холода. Градусник

показывает 10 градусов. При такой температуре любой сквозняк

ощущается необычайно сильно. Всю дорогу спасались горячим

чаем, за кипятком для которого приходилось обходить рядом

располагающиеся вагоны, в которых было довольно тепло.

 

После Перми в вагоне остаются помимо нас ещё три человека.

Такая скромная населённость вагона была до самой Москвы.

Поезд идёт постоянно с опозданием от 30 минут до полутора

часа.

 

В Балезино на базе запаса стоят около 5 Л, из них одна – ретро.

При отправлении с Буя уже стемнело, что меня несколько

огорчило, мне очень хотелось ещё раз взглянуть на устрашающе

покосившуюся водонапорную башню, которую я видел пару лет

назад. Сквозь тьму с трудом лишь различил, что её деревянная

обшивка уже частично утеряна.

 

Складывается впечатление, что ещё пару дней непрерывно в

поезде – и съедет крыша. Жуткое состояние, когда всё надоело –

кроссворды, книги, пейзажи за окном. Даже от сна уже противно

было. Ужас просто. Как только люди при переездах на большие

расстояния несколько дней проводят в поездах?

 

6 сентября

 

В Москву поезд прибывает точно по расписанию – в 04:17. Здесь

с Виталием мы прощаемся – у него ещё есть дела в Москве и в

Ростов возвращаться он собирается только на следующие сутки.

Я же убив время, сажусь в поезд №030, отправлением с

Казанского вокзала в 09:10. Надо заметить, что этот поезд –

лучший из тех, на которых нам довелось перемещаться. Ближе к

вечеру в вагоне становится душно и проводники включают

кондиционер.

 

7 сентября

 

Проводница разбудила в 02:30 и я с ужасом обнаруживаю, что

поезд не опаздывает. Всегда так, как на зло – когда не надо, он

приходит вовремя. В Ростов прибываем точно по расписанию в

03:14. К счастью, меня встретили и я добрался до дома без

проблем.

 

 

                  Заключение

        

            Итак, путешествие длительностью 36 дней подошло к концу.

            Надо отдать должное РЖД – бесплатный билет рулит. На проезд в

            качестве доплаты за фирменность и скорость потрачено мной менее

            200 рублей. Всего на поездку израсходовано порядка 5500 рублей.

 

Наличности с собой я взял мало, основные средства были на

пластиковой карте Сбербанка. Проблемы с обналичиванием

средств возникли лишь в Хабаровске и Северобайкальске. Так же

проблемы были и на обратном пути в Москве по причине того,

что Сбербанк начинает свою работу поздно, а известные

открытые банкоматы сберкарты не понимают.

 

 

В общем, впечатлений от поездки, так сказать – «более чем». Мне

много раз задавили вопрос – а стоило ли ехать? Ответ однозначен

– конечно же стоило! Увидеть практически всю страну сразу,

далеко не всегда выпадает такой шанс. Передвигаясь в поезде и

рассматривая карту России, мы медленно двигались к далёкой

цели, которая буквально вчера была для нас невозможной – к

Дальнему Востоку. Лишь оказавшись во Владивостоке, мы

смогли прочувствовать огромные широты России. На обратном

пути ранее неизвестный БАМ покорил нас своими масштабами,

которые просто впечатляют.

 

Были ситуации довольно сложные и тяжёлые - как физически, так

и морально, когда выхода не было видно, но все препятствия и

преграды преодолевались частенько благодаря своей упёртости и

принципиальности  в достижении цели.

 

 

Все высказанные мной мнения в этом рассказе просьба не

воспринимать близко к сердцу. Все эти мнения – не более чем

IMHO, поэтому я очень надеюсь, что своими мыслями о

происходящих с нами событиях я никого не задел.

 

 

Ни одна часть данного рассказа, включая фотографии,  не может

быть воспроизведена без разрешения автора.  Исключением

являются сеть FIDONET и интернетовская рассылка «1520mm»,

где форварды просьба производить с указанием автора.

 

 

Поскольку данный отчёт писался в течение более чем месяца

после моего возвращения в Ростов-на-Дону, то некоторые

моменты могут иметь небольшие неточности. Для связи со мной,

обо всех ошибках, а также о Вашем мнении и пожеланиях,

просьба ко мне обращаться по адресу FIDONET:

 

2:5061/63

 

            Либо на email: otk(собачка)ctsnet(точка)ru

 

С уважением, Дмитрий Сазонов.  Ростов-на-Дону.

 

 

                  ;-)

 

Предыдущая часть                                                                              

 

Hosted by uCoz