Ростов-на-Дону – Владивосток – Ростов-на-Дону [6/7]

 

2 августа – 7 сентября 2002 года

 

 

        28 августа

 

До Тынды практически постоянно – низкие скорости, очень

много ограничений, поезд до 80 разгоняется редко. Наш спутник

несмотря на свою высокомерность, оказался грамотным

человеком и на наши вопросы давал вполне толковые интересные

ответы. Причины низких скоростей он назвал две. Первая – это

используемый местный материал в качестве балласта, который не

держится и разваливается. Содержать такой балласт сложно и

дорого, но иных альтернатив нет. Вторая причина намного

сложнее. Дело в том, что при строительстве БАМа совершили

большой просчёт – поскольку в то время толком то и не были

изучены условия вечной мерзлоты, то перед укладкой балласта

грейдерами сняли мох, который, как позже оказалось, сохранял

холод. После снятия мха и укладки балласта мерзлота не

сохранялась и железнодорожное полотно постоянно

проваливается до сих пор. Для решения этой проблемы стали

делать ряд мер, которые улучшили положение, но не настолько,

как хотелось. Например, рядом с полотном на определённом

расстоянии друг от друга в балласт уходят трубы, покрашенные

серебрянкой – через них заливается специальная жидкость,

которая сохраняет мерзлоту.

БАМ. Вид из окна поезда.  БАМ. Вид из окна поезда.  Почти самая северная часть БАМа. Вид из окна поезда. 

В вагоне попались хорошие проводники – в составе всё чисто и

аккуратно. Скучные пейзажи за окном сменялись не менее

скучными, но от этого поездка не казалась нудной. Стоит

отметить, что в вагоне было очень тепло. Проводники в поездке

не топили, но перед тем, как подать состав на посадку, прогрели

его. Особенно это мы почувствовали тогда, когда в титане не

было горячей воды и за кипятком я пошёл в соседний купейный

вагон российского производства – холодина в нём была жуткая,

так что нам повезло.

 

        29 августа

 

В Тынду прибываем точно по расписанию в 03.10 Мск. Пошли в

депо, устроились в бригадном доме только после того, как

пришлось проторчать в ожидании руководства депо долгое

время.

 

Весь оставшийся день посвятили городу. Сам городок

небольшой, молодой и смотрится неплохо. Особенно в глаза

бросается то, что постройки выполнены в восточном стиле, что

смотрится вполне контрастно на фоне увиденного нами ранее.

Вокзал в Тынде ужасно страшный и смотрится просто

отвратительно – таких безалаберных архитекторов надо

подальше прятать от цивилизации.  Здание вокзала омрачается

тем, что над ним возвышаются две огромные «лапы», между

которыми на самом верху находится некая «будка» с окнами.

Вероятно, там находится диспетчер, поскольку оттуда

открывается вид на всю станцию (но это наши предположения).

Одним словом, видуха у вокзала  такая, что можно снимать

фильмы про инопланетян без боязни того, что кто-то догадается,

что это Россия. Ещё мрачный вид вокзала усугубляется тем, что

через перроны и всю станцию пересекает жуткого вида

переходная галерея, представляющая собой сплошную бетонную

коробку с маленькими, очень маленькими окнами, в которых

стёкол практически не осталось.

 На вокзале в Тынде

Заходим ещё в интернет-кафе, находим переговорный пункт и

звоним домой. На обратном пути, когда уже начинало

смеркаться, нас без зонтиков застаёт хороший дождик. А жаль,

хотелось ещё посмотреть на город с колеса обозрения, но

пришлось в темпе двигаться в бригадный дом.

 

Следующая остановка, как нам уже показалось, в нашем

«вечном» путешествии – база запаса в Ларбе, что не далеко от

Тынды. Проведав ситуацию, намечаем примерные планы на

следующий день. Спать ложимся в 23 часа по местному времени.

 

        30 августа

 

Подъём в 02:00 по местному и в 02:10 мы уже с вещами выходим

из бригадного дома. Поскольку поезд в нашу сторону будет

отправляться только утром, а время нашего путешествия уже

давно должно было подойти к концу, плюс ко всему прочему,

свободные места в форме для штампиков не появились, то мы

решаем добраться до Ларбы грузовым поездом. В ожидании

онного, мы проторчали до самого рассвета на крылечке

контрольного поста, где жутко замёрзли в остававшихся

мокрыми одежде и обуви после вчерашнего дождя и взглядами

проводили несколько грузовых поездов туда, куда нам ехать не

нужно было. Поняв, что до отправления пассажирского поезда,

которым мы могли бы доехать до Ларбы, оставалось всего пару

часов, мы пошли греться на вокзал. Покупать билеты сразу не

стали, поскольку драгоценные места для штампиков в наших

формах №6 оставались всё ещё нужными – мы всё-таки хотели

вернуться домой. Но позже подхожу к кассиру и объясняю ей

ситуацию с нашими практически полностью

«обштампованными» билетами. Но та нас послала куда подальше

и мы, с подачей кисловодского поезда к перрону, подходим к

начальнику поезда. Начальник поезда оказалась

«замечательным» человеком – она разрешила нам доехать до

Ларбы без билета, но заметила, что при возможной проверке

билетов нам придётся платить штраф. Довести до нас её логику

как начальника поезда в раскрытом виде я просить не стал –

времени до отправления оставалось мало и мы просто пошли

проситься к механику в заднюю кабину. Машинист разрешил, и

мы довольные и счастливые забрались в тёплую заднюю кабину

2ТЭ10м, где до самой Ларбы хоть немного подсохли, да

согрелись.

 

Тепловоз оказался привередливым. После начала движения

задняя секция заглохла. После двух попыток завестись, она всё

же завелась, но почти сразу заглохла передняя. Попытки её

завести ни к чему не привели – дальнейшее движение

производилось благодаря наличию работающей задней секции.

 

По прибытии в Ларбу, сразу покупаем билет до

Северобайкальска. Компьютера с «Экспрессом» у них нет,

поэтому кассир дозванивается куда-то и лишь потом продаёт нам

билеты. Билеты оказываются написанными вручную на

специальных бланках.   Начинается дождь. Перед базой запаса

решаем зайти куда-нибудь перекусить, но такого места не

находим. Зато с помощью местных заходим в одно здание,

которое, как мы поняли, является одновременно торговым

центром,  культурным центром, базаром и мэрией посёлка. Нас

больше всего интересовали продуктовые магазины, которые нас,

если честно, убили на повал своими предложениями.

Ассортимент товара – как при коммунизме. Но оно то и понятно,

ведь посёлок находится на большом удалении от крупных

населённых пунктов. Купив себе всего необходимого, решаем

пойти вначале на базу, а потом пообедать. Разузнав у местных то,

где находится база, идём к ней по асфальтированной дороге,

которая, впрочем, перестаёт быть асфальтированной и

трансформируется в твёрдую грунтовку. Шлёпая по лужам в

летних туфлях с сумками на плечах, пытаемся укрываться

зонтиками, что получалось не совсем хорошо. В итоге, к базе

запаса вновь становится влажным то, что чуток подсохло в

тепловозе. На улице довольно прохладно и хотя мы на себя

нацепили всю одежду, которую взяли с собой из прогретого до

40-градусной жары солнечного Ростова, но дискомфорт от

холода чувствовали почти постоянно. Километра через три

приходим на базу запаса. Свободно входим на её территорию и

направляемся к будке сторожа. Будка оказывается закрытой,

людей никого не видно. Покричали малость, чтобы хоть кто-

нибудь живой отозвался, но из людей никто не появился, зато

откуда-то прибежал четвероногий охранник. Собачонка была

небольшого роста, полностью промокшей и встретила нас

дружелюбно. Дальше на территорию сразу заходить не стали,

немного ещё прождали, но под дождём на ветру кайфа не

получили и в конце концов бросили сумки в расположенном

рядом сарае для дров, взяли самое необходимое и в

сопровождении «злобного огромного бультерьера» пошли вглубь

базы.

 

База запаса в Ларбе может запросто использоваться в съёмках

фильмов про войну – перевёрнутые паровоз и вагоны,

проваленный и местами изогнутый путь и т.п. заменят

дорогостоящие декорации. Убогую картину дополнял паровоз

П36, который вот-вот свалится с насыпи, его крен был виден

невооружённым глазом. Подойдя поближе к нему мы увидели,

что он уже частично порезан – восстановить его было просто

невозможно, поскольку автогеном повреждён котёл - он был

полностью срезан и ожидал мощного тягача, который свалил бы

его с паровоза. Кроме этого П36 из паровозов на рельсах нет

ничего, недалеко от него сброшенный с насыпи валяется

частично порезанный Еа 3283. После осмотра местных

«достопримечательностей» базы запаса, в сопровождении всё

того же пса идём обратно. Замечаем, что возле будки сторожа

появилась легковая машина. Знакомимся со сторожем – парнем

лет 20, который, как выяснилось из разговора, уезжал в посёлок

на обед. Он приглашает нас к себе в домик, немного беседуем с

ним и он звонит начальнику базы запаса домой. Тот нас зовёт к

себе и сторож со словами «а заодно и с мэром нашим

познакомитесь» отвозит нас на машине к дому начальника.

 База запаса в Ларбе                              База запаса в Ларбе  

 База запаса в Ларбе  База запаса в Ларбе  Я и злобный четвероногий охранник на базе запаса в Ларбе

Начальник базы запаса оказался очень хорошим человеком -

принял нас он просто отлично: накормил, напоил, 6 часов до

поезда в тёплой дружеской беседе пролетели незаметно. Так же

он оказался и творческим человеком – продемонстрировал нам в

работе свой баян «Юпитер». По его словам, этот экземпляр

делали специально на заводе по его заказу и стоит он как новая

средняя легковая машина. Таких же баянов на Дальнем Востоке

всего лишь три – в Благовещенске, Хабаровске и у него. Хотя я и

не особый любитель народного творчества, но его игру послушал

с удовольствием. А мэром посёлка оказалась его жена.

 

В Ларбе, при смене плёнки, мой фотоаппарат отказался

захватывать новую, рукоприкладство ни к чему не привело. И,

как на зло, не оказалось под рукой маленькой отвёртки. То ли

контакт какой-то окислился, то ли мыльнице пришёл свой час, но

работать фотоаппарат отказался наотрез. Последующие снимки

делались с помощью фотоаппарата Виталия «Смена», но после

проявки плёнки, их качество оказалось очень плохим.

 

Поезд до Северобайкальска прибыл с опозданием в 10 минут.

Наш вагон оказался последний в составе - №21. Зайдя в

холодный вагон я понял, что поездка будет в холоде, так оно и

оказалось. Доставшееся нам купе было пустым, но зато с

неплотным окном, из которого сильно дуло. Тонированные

стёкла делали пролетавшие виды за окном в противном жёлтом

цвете, а постоянно дребезжащие болтающиеся двери надоедали

всю поездку.

 

        31 августа

 

В вагоне жуткая холодина. Повезло, что мы в купе ехали вдвоём,

благодаря этому ночью, когда уже стало совсем холодно,

натянули на себя по второму одеялу. Утром проводница сказала,

что сама жутко замёрзла и топила бы, да вот только угля нет.

Несмотря на то, что мы ехали поездом Тында – Москва, но вагон

оказался от поезда Новосибирск - Адлер. Ума не приложу, как

они могли вот так пересечься, если этот поезд приписан к ДВЖД.

 

По пути замечаем, что в Куанде стоит П36-0245, а в Новом Уояне

тендер от какого-то П36. В Новом Уояне большая стоянка, мы

выходим на перрон и покупаем свежего хлеба (10р), горячей

картошки (20р) и солёного хариуса (45р). Хариуса мы ели

впервые в жизни и он, надо отметить, очень понравился –

оказалось, что мясо у него нежнее омуля.

 

Перед Северомуйском происходит проверка билетов. Оказалось,

что в моём билете кассир ошибочно написала  номер формы –

вместо  325333 было написано 32533. Здесь ещё была и моя

ошибка – после покупки билета я всегда проверяю те данные, что

записала кассир, в данном же случае в Ларбе я этого не сделал.

Опасность этой ситуации ещё заключалась в том, что ошибка в

билете могла вылиться в снятие меня с поезда, либо в наложении

на меня штрафа. Но к счастью, ревизоры отнеслись с пониманием

и попросили меня отдать им этот билет – вероятно, они хотели

разобраться с кассиром, неправильно оформившим мой билет. Но

я оказался нахалом и попытался его им не отдавать, мотивируя

это тем, что нам в кассах, вполне возможно, пришлось бы ещё раз

доказывать кассирам с помощью билетов то, какие станции мы

проехали и куда. Но поскольку такой же билет был и у Виталия,

то я сильно препираться не стал – к тому, же билет у меня все

равно забрали силой.

 

Местность в тех местах просто потрясающая - красивые горы со

снежными вершинами, небольшие речушки, в которые маленькие

ручьи от ледника с горных вершин падали водопадами. Словами

не описать. И мой фотоаппарат не работал L.

 

Раз уж я попал на БАМ, то очень хотелось увидеть ворота

северомуйского тоннеля – по телевизору на презентации его

открытия меня удивило их наличие – как рассказывали, они

нужны для того, чтобы сохранять определённый микроклимат в

нём, всё же длина туннеля 20 километров. Кто-то шутил, что

когда была презентация открытия движения по тоннелю и с

Иркутска пригнали новый электропоезд, который официально

должен был первым по нему пройти, то в него вошёл этот, а

вышел из него с другой стороны другой.

 

Про строительство этого тоннеля я как-то давно ещё читал – он

строился не как обычно с двух сторон, а с четырёх – с горы

вертикально вниз опускались две бурильные машины, а потом 

вся эта армада встретилась в расчётных точках. Но я не знал, что

оказывается, пассажирские поезда по нему пропускать никогда не

будут (равно как и наш). Когда строили тоннель, то

проектировщики не знали, что он будет пролегать через гору,

располагающуюся на разломе земной коры. Даже когда строили,

то были ЧП, одно из крупных – бурильная машина,

позаимствованная у японцев, внезапно ушла под землю и в

туннель хлынул кипяток. Тогда погибли люди и был срочно

созван научный совет по решению возникшей проблемы. Итогом

сейчас имеем то, что тоннель построен, запущен с помпезностью

в эксплуатацию в прошлом году, но сейчас закрыт на ремонт

(ведь не один десяток лет то строили). Из-за того, что гора ещё

активна, пассажирские поезда через него ходить не будут, а

грузовые будут (на случай чего машиниста с помощником якобы

не жалко L). Часть туннеля заморожена - в том смысле, что при

строительстве использовался жидкий азот.

 

Северомуйский перевал очень красивый, подъём со спуском

занимают порядка 50 километров. Железная дорога петляет как

только возможно, между жд линиями проложены масса

автомобильных дорог, служащих для обслуживания пути

железнодорожниками. Поднявшись на довольно большую

высоту, замечаем, что внизу за нами на подъём идёт грузовой

состав во главе с ВЛ85, а ещё ниже, за ним – одиночный

локомотив. Эту парочку мы видели очень долго. Железная дорога

на перевале – это просто какие-то американские горки! Аж жутко

становится, видя внизу множество железнодорожных путей на

разном уровне. В одном месте обращаю внимание на то, что

поезд входит в туннель, вагон немного наклоняется и через

минуту выходит из туннеля, но… Что-то не так. В проходе вагона

рядом со мной стоят два мужика, которые замечают моё

замешательство, улыбаются и показывая наверх говорят, что мы

въехали в гору и выехали из неё с той же стороны, но ниже и

немного в стороне. Так же обращаю внимание на так называемый

известный «чёртов мост» - это тот, который стоит на

двухярусных опорах. Как-то он меня не впечатлил, хотя, конечно,

смотрится экзотично. Говорят, что когда идёт по нему поезд, то

мост ощутимо качается.

 

В Северобайкальск прибыли точно по расписанию. Идём на

вокзал за билетами, но оказывается, что на 1 сентября из

Северобайкальска ничего прямого до Москвы не идёт, поскольку

мы попали на стык месяцев – расписание оказалось иным, чем мы

думали ранее. В справочной за 7 рублей подбираем удобный для

нас маршрут следования до Москвы и в кассе покупаем

последние оставшиеся билеты до Красноярска и на другой поезд

от Красноярска до Москвы.

 

Устраиваемся в депо на ночлег, досушиваем мокрые вещи.

 

Предыдущая часть                                                                              Следующая часть

 

Hosted by uCoz