Ростов-на-Дону - Сахалин - Ростов-на-Дону

[2/7]

14.08

С утра прохладно, но безветрие, солнце и ясное небо сулили тёплый день. Весь сегодняшний день решил посвятить Байкалу - в такую погоду от него отходить абсолютно не хотелось. Днём пошёл по трассе к Нижнеангарску - над ней проходит железная дорога через несколько противообвальных галерей и тоннелей. Весь этот комплекс сложнейших инженерных сооружений, состоящий из 4-х галерей и 4-х тоннелей называется «Мысовые тоннели» - при строительстве БАМа они считались наиболее затратными и технически сложными в постройке. Тоннельным отрядам, занятым на постройке данного комплекса, пришлось 9 лет трудиться в здешних суровых условиях - с 1975 по 1984 гг.

БАМ. Комплекс инженерных сооружений "Мысовые тоннели". Вид из Северобайкальска  БАМ. Вид из Северобайкальска в сторону Нижнеангарска.  БАМ. Автобусная остановка на выезде из Северобайкальска в сторону Нижнеангарска

БАМ. На выезде из Северобайкальска в сторону Нижнеангарска  БАМ. Местная растительность в районе Северобайкальска  БАМ. Комплекс инженерных сооружений "Мысовые тоннели". Противообвальные галереи  БАМ. Комплекс инженерных сооружений "Мысовые тоннели". Противообвальная галерея

  БАМ. Комплекс инженерных сооружений "Мысовые тоннели". Противообвальная галерея  БАМ. Памятный знак в честь возведения комплекса "Мысовые тоннели"  БАМ. Комплекс инженерных сооружений "Мысовые тоннели". Противообвальная галерея. Вид с дороги  

 БАМ. Памятник - 25-тонный подземный автопоезд, работавший с 1975 по 1982гг на строительстве Нагорного, Байкальского, Мысовых тоннелей БАМа  БАМ. Табличка (к предыдущей фотографии)  БАМ. Комплекс инженерных сооружений "Мысовые тоннели". Противообвальная галерея

БАМ. Комплекс инженерных сооружений "Мысовые тоннели". Тоннель.  БАМ. Памятный знак в честь возведения комплекса "Мысовые тоннели"  БАМ. Грузовой поезд с 3-х секционным электровозом ВЛ80тк на участке железной дороги Северобайкальск - Нижнеангарск

 БАМ. Памятный знак в честь возведения комплекса "Мысовые тоннели"  Между Северобайкальском и Нежнеангарском  Между Северобайкальском и Нежнеангарском

БАМ. Памятный знак в честь возведения комплекса "Мысовые тоннели"  Между Северобайкальском и Нежнеангарском  БАМ. Комплекс инженерных сооружений "Мысовые тоннели". Вид с высоты примерно 400 метров

БАМ. Вид на Байкал с высоты примерно 400 метров  БАМ. Вид на Байкал с высоты примерно 400 метров  БАМ. Вид на Байкал (вниз) с высоты примерно 400 метров

БАМ. Вид на Байкал с высоты примерно 400 метров  БАМ. Вид на Байкал с высоты примерно 400 метров  Между Северобайкальском и Нежнеангарском. Вид на Байкал

 Конечно же, не отказался и искупаться в Байкале - вода была настолько ледяной, что пробыть в ней больше десятка секунд просто невозможно, от холода начинало сильно ломить кости, поэтому после каждого забега с нырянием, приходилось срочно отступать к берегу.

БАМ. Комплекс инженерных сооружений "Мысовые тоннели". Противообвальные галереи. Вид с берега Байкала

Искупавшись так несколько раз, пришлось продолжить свой пеший поход в сторону Нижнеангарска - солнце уже зашло за гору и ощутимо похолодало, а до города ещё идти и идти. Один раз остановился местный и предложил подвезти, пришлось вежливо отказаться, на что тот сильно удивился.

Между Северобайкальском и Нежнеангарском. Начало сумерек на берегу Байкала

Ближе уже к 21 часу наступили сумерки, машин стало намного меньше, постоянно курсировавшие между Северобайкальском и Нижнеангарском маршрутки вовсе исчезли (а они были основным транспортом, на котором я надеялся вернуться в Северобайкальск), поэтому, не переставая идти, стал пытаться поймать попутку. К 22 часам, когда уже я был у самого Нижнеангарска, почти в полной темноте таки поймать удалось - местный на 099 довёз до Северобайкальска и даже отказался от денег. Хозяйка дома уже стала волноваться - говорит, что не стоит забывать тот факт, что их местность не так наполнена транспортом, чтобы надеяться на автобус в вечернее или ночное время или наличие попутных машин (которые вообще неизвестно, остановятся ли), поэтому мне очень повезло, что в столь поздний час удалось на трассе застопить машину и, уже тем более - бесплатно на ней доехать. И ещё добавила, что у меня был реальный шанс остаться ночевать в Нижнеангарске, а также то, что практически любой водитель даже у них в городе за подвозку пассажира из одного района в другой, берёт не менее 100-150 рублей. Если учесть, что Северобайкальск - городок совсем небольшой, можно сделать вывод о безумности таких цен.

Долго думал, как лучше всего провести следующий день. В районе Северобайкальска есть много интересных мест, но практически до всех из них можно добраться только по воде. Меня этот вариант не очень устраивал - было не то чтобы дорого, а просто неудобно, не говоря уж о прямой зависимости от частников с лодками. Учитывая, что послезавтра днём должен подъехать Виталий, я решаю спланировать следующий день так, чтобы обязательно увидеть обход Северомуйского тоннеля. Для этого пришлось долго пытать дежурную по вокзалу - оказалось, что все грузовые и пассажирские поезда идут уже только по тоннелю, а объяснения, что мне нужно попасть на одну из станций обходного пути, она понять никак не могла. Однако удалось узнать, что по обходу из постоянных поездов ходит только один пригородный поезд, идущий от Нового Уояна до Таксимо. Таким образом, на завтра у меня была конкретная задача - рано утром выехать из Северобайкальска пригородным поездом до Нового Уояна, а оттуда уже следующим пригородным добраться до Таксимо через Северомуйский перевал - вроде бы при следовании по обходу, должно быть ещё светло, а по прибытии в Таксимо, обратно реально было бы вернуться почтово-багажным, который как раз следующим утром прибывает в Северобайкальск. Планы несколько безумные, но разве можно назвать небезумной саму эту поездку к Сахалину через всю Россию? J

15.08

Подъём в 5 утра, поезд отходит от Северобайкальска в 6:16 (здесь и далее буду указывать местное время). Я нахожусь в передней кабине электровоза - в вагоне пригородного поезда, состоящего из одного общего и грузового крытого вагона, находиться не столь интересно - просто не всё можно увидеть.

Железная дорога, как я уже упомянул ранее, проходит через Мысовые тоннели, после Нижнеангарска ещё некоторое время идёт над Байкалом, который постепенно превращается в лужу болотного вида - на самом деле, это самое болотце создано природой для того, чтобы впадающая в озеро река Верхняя Ангара, своими водами его не загрязняла. Оно является как бы фильтром - отстойником, где осаживаются все лишние элементы, которые могли бы загрязнять Байкал, поэтому и называется заливом Ангарский Сор. Далее дорога идёт над хребтами - слева почти всё время хорошо виден Верхнеангарский, а справа торец Баргузинского, после которого начинается Северомуйский (именно он стал крайне серьёзной преградой БАМу, которую смогли наконец полностью решить лишь пару лет назад окончанием строительства 18-километрового тоннеля). Однако, в этом месте железная дорога много километров проходит по низине среди хребтов, пересекая множество рек - больших и маленьких. Поезд делает много остановок, больше 80 км/ч не разгоняется.  

БАМ. Восточнее Нижнеангарска. Ангарский Сор  БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном  БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном

БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном  БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном  БАМ. Участок железной дороги Нижнеангарск - Новый Уоян. Здание дежурной разъезда Агней

БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном  БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном  БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном

БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном  БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном  БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном

БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном  БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном  БАМ. Между Нижнеангарском и Новым Уояном

Проезжая через одну из небольших станций, перед её началом обращаю внимание, что у кого-то из местных в огороде растёт картошка. Удивляюсь вслух - это всё же очень суровый край, маленькое лето, долгая зима с сильными морозами, на что машинист улыбается и говорит, что у них хотя лето и маленькое, но картошка вырастает отличная - времени с поздней весны до холодов пусть и немного, но для картошки достаточно, поэтому почти всегда удаётся собрать хороший урожай. И рассказал, что когда только приехал на БАМ лет 30 назад, не мог понять, отчего у него в огороде картошка плохо растёт - урожай получался крайне плохим, хотя в то же время у соседей она росла отлично. Оказалось, что соседи между рядами картошки специально выкапывают канавы, благодаря которым вечная мерзлота летом оттаивает и, в результате, урожай повышается в несколько раз. Вот. А ещё у них нет колорадского жука - то ли он не выдерживает местных морозов, то ли ещё не долетел...

В Новый Уоян прибываем в 10:30. В этом посёлке у меня получается долгая остановка - следующий пригородный поезд, который будет следовать до Таксимо через Северомуйский перевал, отходит аж в 15:57. Так что я неспеша обдумываю, чем можно здесь заняться. После недолгих переговоров с местными выясняю, что смотреть здесь нечего. Захожу в строительный вагончик с надписью "Столовая", где её работницы долго выясняют, отчего у них не сходится баланс - видимо, и здесь тоже присутствует вечная всемирная проблема... Накормив меня подогретыми в микроволновке ранее сваренными пельменями, вчерашней булочкой (с которой приходилось долго отгонять голодных мух) и запив всё это безобразие отвратительным чаем, понимаю, что здесь общепит не поднялся хотя бы до того начального уровня, на котором он должен находиться. Хотя что требовать с маленького посёлка - здешние жители блага цивилизации своим нутром не чувствуют, поэтому не удивительно, что у этой столовой ещё есть клиенты.

БАМ. Здание железнодорожного вокзала станции Новый Уоян. Вид с Привокзальной площади

Сам посёлок состоит из нескольких 4-х этажных домов, есть немного бараков, остальное - частные дома. Строился он прибалтами, на водонапорной башне кирпичом выложена надпись "LBS 1984". Сделав небольшой круг вокруг посёлка, возвращаюсь обратно на вокзал. На путях между перронами на рельсах работают путейцы - я на них даже и не обратил бы внимание, говори они между собой по-русски. Однако, азиатская речь и их изрядно смуглый вид заставили малость удивиться - откуда они здесь, да в таком количестве? Ведь это целая бригада. Захожу к дежурной поинтересоваться, не пойдёт ли что на восток (можно было бы другим поездом доехать до какой-нибудь более ли менее крупной станции и там наиболее интересно протянуть время), а заодно и спрашиваю про этих странных путейцев. На восток поезда не ожидались, а путейцы взялись из Азии - в последнее время каждое лето их за копейки заманивают сюда на временную работу.

Прогулялся по хвойному лесу. Облачность почти исчезла и солнце своим светом заставляло находить тень - припекало уже довольно ощутимо. Такое ощущение, что на улице градусов 28-30 тепла, но влажность очень низкая, жара почти и не чувствуется.

В районе Нового Уояна  Дорога от Нового Уояна в сторону Северобайкальска  В районе Нового Уояна  БАМ. В районе Нового Уояна

В 15:57 из Нового Уояна выезжаю очередным поездом, который  следует до Таксимо. Еду также в кабине - электровоз и локомотивная бригада, естественно, уже другие. На одной из остановок помощник машиниста выходит из электровоза и покупает на перроне большой арбуз (стоимость 1кг - 40 рублей). Предлагают мне - отказываюсь. Поясняю, что этого добра и у нас навалом, а также что в это время арбузы есть небезопасно из-за того, что они накачаны всякой гадостью, ускоряющей созревание и разного рода красителями.

БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан

БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан

БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан

БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан  БАМ. Между станциями Новый Уоян и Янчукан

Постепенно хребты сближаются и железная дорога начинает проходить уже по предгорьям - кривые стали более крутыми, подъёмы круче и продолжительнее. Через некоторое время машинист показывает ответвление к Северомуйскому тоннелю, но наш поезд идёт на его обход - в гору, через Северомуйский хребет, на перевал, являющийся самым сложным в России. Описывать Северомуйский перевал не буду - это очень сложно. Я постарался сделать максимум фотографий, просто смотрите. Естественно, в реалии это ещё более внушительно и грандиозно. Единственное, скажу лишь, что длина обхода Северомуйского тоннеля - 61 километр и включает в себя 2 тоннеля, 4 противообвальные галереи, несколько мостов, в том числе так называемый "Чёртов мост", который является уникальным в подобном плане - он установлен в кривой на двухярусных опорах, такого моста нет больше нигде в России. Крутизна подъёмов не превышает 18-тысячных. Завершение строительства данного обхода было осуществлено в 1989 году, до этого времени существовал несколько иной обход, который содержал в себе 40-тысячный подъём - так как на таких крутых подъёмах запрещено движение пассажирских поездов, то до 1989 года сквозного железнодорожного пассажирского движения через перевал небыло, пассажиров высаживали из поезда перед перевалом на станции Ангаракан, перевозили через него на машинах и потом вновь садили в вагоны на станции Окусикан.

БАМ. Начало Северомуйского перевала  БАМ. Начало Северомуйского перевала  БАМ. Начало Северомуйского перевала  БАМ. Начало Северомуйского перевала

БАМ. Северомуйский перевал  jpg    БАМ. Северомуйский перевал. Единственный в России железнодорожный мост на двухярусных опорах ("Чёртов мост")  jpg    БАМ. Северомуйский перевал. Единственный в России железнодорожный мост на двухярусных опорах ("Чёртов мост")  jpg    БАМ. Северомуйский перевал. Единственный в России железнодорожный мост на двухярусных опорах ("Чёртов мост")

jpg    БАМ. Северомуйский перевал. Единственный в России железнодорожный мост на двухярусных опорах ("Чёртов мост")  БАМ. Северомуйский перевал. "Петля" (разворот поезда на 360 градусов) - одна из трёх в России. Вход в тоннель  БАМ. Северомуйский перевал. Выход из тоннеля, образуещего начало "петли"  БАМ. Северомуйский перевал

БАМ. Вид с Северомуйского перевала  БАМ. Вид на "Чёртов мост" с Северомуйского перевала  БАМ. Вид на "Чёртов мост" с Северомуйского перевала  БАМ. Вид на "Чёртов мост" с Северомуйского перевала

БАМ. Северомуйский перевал

Пока поезд движется по обходу Северомуйского тоннеля, он  поднимается на весьма большую высоту - машинист рассказал, что однажды наверху он увидел, как на одном уровне с ним летит небольших размеров самолёт. Сверху открываются потрясающие виды на горы и их снежные вершины, зелёные и каменистые долины, нижерасполагающиеся железнодорожные пути перевала (в некоторых местах - сразу несколько уровней), автомобильные дороги, разъезды, различного плана искусственные сооружения и т.п.. Пока спускались с перевала, машинист ни разу не использовал тягу - всякий раз после остановки, он лишь отпускал тормоза и поезд быстро набирал скорость.

БАМ. Вид с Северомуйского перевала  БАМ. Примерно самая верхняя часть Северомуйского перевала  БАМ. Примерно самая верхняя часть Северомуйского перевала  БАМ. Примерно самая верхняя часть Северомуйского перевала

БАМ. Примерно самая верхняя часть Северомуйского перевала  Начало спуска на Северомуйском перевале  БАМ. Северомуйский перевал. Внизу - продолжение спуска  БАМ. Начало спуска на Северомуйском перевале

БАМ. Северомуйский перевал  БАМ. Северомуйский перевал. Внизу - продолжение спуска  БАМ. Северомуйский перевал  БАМ. Северомуйский перевал. Внизу - продолжение спуска

БАМ. Северомуйский перевал. Внизу - продолжение спуска  БАМ. Северомуйский перевал  БАМ. Северомуйский перевал  БАМ. Северомуйский перевал

БАМ. Северомуйский перевал. Внизу - продолжение спуска  БАМ. Северомуйский перевал. Внизу - продолжение спуска  БАМ. Вид с Северомуйского перевала  БАМ. Вид с Северомуйского перевала

БАМ. Северомуйский перевал  БАМ. Вид с Северомуйского перевала  БАМ. Вид с Северомуйского перевала  БАМ. Северомуйский перевал

БАМ. Северомуйский перевал. Ближняя дорога - продолжение спуска. Внизу: слева - Северомуйск, справа уходящая дорога - участок Северомуйск - Таксимо  БАМ. Северомуйский перевал. Окончание спуска  БАМ. Северомуйский перевал. Окончание спуска. Справа - выход железной дороги из Северомуйского тоннеля  

Долго стоим на станции Горячий ключ. Машинист рассказывает, что эта станция весьма проблемная из-за того, что мерзлота под ней не сохраняется и железнодорожный путь постоянно усаживается. Хотя мерзлоту и пытаются сохранять принудительно с помощью керосина, но эффект не такой, как на других подобных проблемных участках БАМа. Впервые обращаю более пристальное внимание на столбики по краям путей, с помощью которых под железнодорожное полотно заливают керосин - на верхушке трубы установлена пробка на резьбе, которая сверху оплетена проволокой. Интересуюсь у машиниста такой конструкцией - оказывается, после каждой дозаправки трубок керосином, пробку закручивают и с помощью сварки проволокой фиксируют её в одном положении - специально, чтобы никто из местных жителей не смог слить керосин.

БАМ. Местные устройства защиты вечной мерзлоты, заправленные керосином на о.п. Горячий ключ  БАМ. Местные устройства защиты вечной мерзлоты, заправленные керосином в Северомуйске

Окончание движения поезда по обходу совпадает с наступлением сумерек. Северомуйский хребет, по которому поезд буквально только что проходил, красиво выделяется на фоне заката. Проезжаешь всего десяток километров от окончания перевала, и окружающий мир резко меняет свои очертания - дорога идёт по вытянутой равнине, по обеим сторонам от которой располагаются хребты - справа Муяканский, слева - уходящий в сторону Северомуйский.

БАМ. На участке железной дороги Северомуйск - Таксимо. На заднем плане - Северомуйский перевал  БАМ. На участке железной дороги Северомуйск - Таксимо  БАМ. На участке железной дороги Северомуйск - Таксимо

Говорят, что обход Северомуйского тоннеля никто закрывать не будет - говорят, что после того, как открыли тоннель, начальник Восточно-Сибирской дороги спросил у вышестоящего начальства - закрывать ли обход? Ведь на его содержание тратятся очень большие деньги. Ответ был однозначным - обход поддерживать в работоспособном состоянии, вся инфраструктура должна быть сохранена. Этими словами чиновники из Москвы успокоили местных, что все обслуживающие обход посёлки будут востребованы и их жителей на произвол судьбы не бросят.

В Таксимо поезд прибывает, когда уже совсем стемнело - около 22 часов. На вокзале в кассе покупаю билет до Северобайкальска на почтово-багажный поезд №955 отправлением в 23:45 по местному и с удивлением обнаруживаю, что мне дали в общий вагон (не уже ли у меня был настолько ужасный вид, что не заслужил хотя бы плацкарту???), менять не стал - если честно, то за сегодня изрядно устал и просто хотелось сесть в вагон и уснуть. В принципе, так оно то и получилось, да вот только я в виду своей недальновидности, взял и занял нижнюю полку, хотя верхняя была свободна. Естественно, ночью на какой-то станции влетела толпа пассажиров и заставила принять сидячую форму.

 

Предыдущая часть                                                                              Следующая часть

 

Hosted by uCoz