Ростов-на-Дону - Сахалин - Ростов-на-Дону

[1/7]

На Дальнем Востоке в первый и последний раз я побывал всего два года назад - в 2002 году. Тогда удалось проехать по Транссибу через Хабаровск до Владивостока, а вернуться по БАМу через Комсомольск-на-Амуре и Северобайкальск. Та поездка столь большого масштаба была у меня первой и очень впечатлительной, сейчас же я планировал поехать на Дальний Восток вновь и имел конкретные планы по повторному посещению самых интересных мест с прошлой поездки. Конечная точка - остров Сахалин. Со мной должен был ехать Виталий Власенко, с которым мне как раз и удалось съездить во Владивосток пару лет назад.

 

Планы оказались как всегда грандиозными. Первой остановкой после Москвы должен был быть Омск - здесь мне надо было пробыть где-то 3 дня по семейным делам, а уж после я оказывался свободным на все четыре стороны. Было известно, что Виталий сразу ко мне присоединиться не сможет, а догонит где-нибудь уже в Сибири - на БАМе. После Омска планировался Северобайкальск, откуда с пересадкой в Тынде и Комсомольске-на-Амуре мы должны были добраться до порта Ванино, далее переправиться паромом на Сахалин, а именно до Холмска.  Сахалину хотелось посвятить максимум времени - посетить все его более или менее крупные города, проехать на север до Охи, а на юг максимально, как смогли бы подпустить к себе пограничники. В момент планирования поездки далеко не всё мне было известно о Сахалине, поэтому сразу оговорюсь, что из-за этого и ряда иных обстоятельств, острову уделить много времени не удалось. Но, забегая вперёд, скажу - поездка от этого менее интересной не стала. Обратный путь мы планировали совершить по Транссибу - через Хабаровск, остановиться на пару дней в Слюдянке и, сделав последнюю пересадку в Москве, завершить свою поездку на точке старта - в Ростове-на-Дону.

 

Из Ростова-на-Дону выезжаю 6 августа, после пересадки в Москве, в Омск прибываю днём 9 августа. Омск - большой город с большой историей, симпатичным центром и темпераментными жителями. Ещё больший колорит добавило то, что Омск буквально на днях отпраздновал День города. Кто ещё не был в нём - советую побывать. Но на нём я останавливаться не буду, а постараюсь  немного приблизиться к более интересным моментам поездки.

До Северобайкальска взять билет на прямой поезд не удаётся - всё же летний сезон, билеты пользуются большой популярностью. Приходится брать с пересадкой в Тайшете. Омск покидаю ранним утром 11 августа, в Тайшет прибываю днём 12 августа.

Тайшет - небольшой городок, возникший благодаря строительству Байкало-Амурской Магистрали (БАМ), отсюда великая магистраль начинала свой путь через сложнейшие природные и климатические условия. Собственно, даже сейчас один из районов города называется БАМ. Попытка попасть в этот район была напрочь отвергнута местными жителями - мой интерес посмотреть на него выявлял лишь немалую долю удивления у местных. Как удалось выяснить, интересного там нет ничего - кроме бараков со времён постройки магистрали, смотреть нечего. В Тайшете интересного найти ничего не смог и уже ближе к вечеру по местному времени, я покидаю этот город - теперь мой путь лежал по БАМу.

Здание железнодорожного вокзала станции Тайшет  Водонапорная башня на станции Тайшет  Водонапорная башня на станции Тайшет  

Паровоз Л-3449 на станции Тайшет  Электровоз ВЛ80тк-1285 в локомотивном депо Тайшет

После Тайшета места довольно красивые - природа изобилует красивыми лесами, а железная дорога постоянно петляет между живописными сопками с остроконечными каменными вершинами.

Через стекло вагонного окна - на север от Тайшета

13.08

Перед Северобайкальском железная дорога проходит среди красивых высоких гор, над журчащими речушками, преодолевает 10-километровый туннель и, спустя пару часов, выходит почти к самому берегу Байкала. В Северобайкальск поезд прибывает почти в 11 часов дня. В глаза бросаются первые изменения после моего пребывания здесь двухгодичной давности - на лестнице моста над перронами установлены указатели «В город» и «К Байкалу». Поскольку поезда на этой станции, вне зависимости от степени их скорости отстаиваются порой больше часа, специально для пассажиров и предусмотрели возможность пешей прогулки к жемчужине тех мест - святому озеру Байкал. Но, как ни хотелось бы сразу очутиться у берега озера, к Байкалу идти пока что рано - надо сначала где-нибудь поселиться. Оставляю вещи в камере хранения и иду на поиски жилья.

Стоит ещё отметить, что БАМ в этом году отпраздновал свой 30-летний юбилей. Легендарная железнодорожная магистраль в последние годы стала более активно работать, приносить доход и на данный момент времени, в связи с большой загрузкой Транссиба, является перспективной артерией для перевозки транзитных грузов между Дальним Востоком и Европой.

Здание вокзала Северобайкальска украшено агитационными вывесками по тематике юбилея БАМа, а так же различного рода плакатами патриотического содержания - быть может, последний факт сегодня смотрится несколько странным, но я хотел бы обратить внимание, что жителям городов и посёлков БАМа наверняка приятно всё это видеть - всё же их тяжелейший труд по прокладке этой магистрали не прошёл даром и на данный момент всем приносит большую пользу.

БАМ. Железнодорожный вокзал на ст. Северобайкальск

Торговцев омулем на перроне сейчас нет, все они дружным рядом торгуют на площади перед зданием вокзала. У одного из продавцов узнаю координаты человека, который сдаёт комнату и уже через час поселяюсь. Стоимость в сутки - 200 рублей. Возможно, что и несколько дороговато для наших краёв, но если учитывать месторасположение города, массу туристов и высокие цены в магазинах - более или менее нормально.

Первым делом иду к Байкалу, но мимо торговцев омулем пройти невозможно - жестокие искусительные запахи заставят остановиться даже самого стойкого туриста! Но и в конце то концов - какой может быть Байкал без омуля горячего копчения??? Солнечный день, небольшой ветерок, лёгкая прохлада, чистейший воздух, красивые виды, вкус омуля на устах… Такое надо прочувствовать, словами передать невозможно!

Северобайкальск. Байкал

Местные говорят, что сегодняшний прекрасный день был впервые за последние недели три - почти всё время было холодно, облачно, очень часто шли дожди. Кстати сказать, омуль горячего копчения стал ещё дешевле, чем был два года назад - если тогда его здесь можно было купить за 15 рублей штуку, то сейчас можно без проблем взять за 10-12. По всей вероятности, цены упали из-за увеличения количества торговцев - всё же конкуренция делает своё…

В городе обращаю внимание на какие-то изредка попадающиеся рядом с жилыми домами, преимущественно  стоящие на тротуарах, деревянные пьедесталы – не очень высокие, с тремя - четырьмя ступеньками. Вначале думал, что эти сооружения сделаны специально для проведения каких-нибудь митингов, либо просто собраний жильцов, а аналог трибуны – типа, для выступающих. Но потом обратил внимание на то, что, судя по состоянию асфальта возле ступенек, да и самих ступенек тоже – восходят на них очень часто. Это всё настолько странно смотрелось, что я даже и предположить с большой уверенностью не мог, для чего эти странные сооружения. Тайну открыла хозяйка – на мои предположения она рассмеялась и сказала, что эти «трибуны» используются для того, чтобы, когда к ним в назначенное время подъезжает машина по вывозу бытового мусора, людям было проще его вываливать из вёдер, так как мусоропроводы в домах не работают. А то думал, гадал… J

Ещё в подъездах домов удивили одни очень грозные объявления. Фото одного из, снятого на камеру телефона получилось не очень хорошего качества и приведено ниже, поэтому его текст я приведу дословно:

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

                      Предупреждение

 

За антисанитарийное состояние в подъездах, жильцам

предъявляется штраф – 200 рублей.

За нарушение порядка жильцами необходимо

составлять акт на конкретных лиц и предъявлять в

соответствующие органы или по телефону:

(указано два номера)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Оригинально, не правда ли? ;-))))

Одно из объявлений в домах Северобайкальска

Вечером долго общался с хозяйкой - оказалось, что она была первой среди первопроходцев БАМа в Северобайкальске, рассказывала много интересного - от момента, когда только произошла высадка первопроходцев, вырубки тайги, ощущения местной природы - летом комары, а зимой сильные морозы, до взаимоотношений между первопроходцами БАМа и железнодорожниками. Рассказывая о взаимоотношениях, чувствовалась весомая доля обиды в её словах. Нет, жили и тогда, и сейчас вполне мирно и дружелюбно, просто разница в финансовой и бытовой составляющей были уже тогда, а сейчас тем более. Если раньше первопроходцы с железнодорожниками получали зарплату на одном уровне, то сейчас как таковых, первопроходцев нет - есть обычные жители, получающие обыкновенную зарплату, как в рядовых небольших городах России, а железнодорожники находятся в более благополучном состоянии. Плюс ко всему прочему, много первопроходцев, так и живущих во временных бараках, железнодорожников же почти полностью обеспечили жильём. Ещё она рассказала об одном интересном факте, о котором я даже и подумать не мог. Оказалось, что в момент освоения тех территорий (а это территория Бурятии), буряты сильно недолюбливали приезжих по причине существующего запрета приёма на работу местного населения - так как зарплаты у местных и первопроходцев отличались в 7-12 раз, то во избежание появления дефицита в рабочей силе среди местных производств, чиновники государства пошли на такой, в некоторой степени, жестокий шаг.

                                                                                                              Следующая часть

 

Hosted by uCoz