«Путешествие по северо-западу России»

 

Ростов-на-Дону – Мурманск – Ростов-на-Дону

 

[1/8]

 

 

     Мурманск… Ведь это Заполярье, крайний север. Мне много раз задавали

вопрос о том, зачем ехать на холодный север, когда есть тёплый юг?

Приходилось уверять, что природа севера тоже очень красивая и пусть там

прохладно, но зато того, что есть на севере,  уж точно нет на юге. А лично

для меня это уже веский аргумент. К тому же, по пути я планировал по

возможности сделать максимум остановок в Карелии. Описывать словами

красоты Карелии очень сложно, одно можно сказать точно – ничего

подобного в мире нет.

 

Предварительные планы остановок в пути делались в основном пальцем в

небо, но хотя если быть точнее - в карту. Попытка перед поездкой узнать

максимум информации была в какой-то степени успешной, но по

информативности недостаточной. Пришлось изрядно времени провести в 

интернете, пообщаться со многими людьми. Благодаря этому я смог хоть

как-то спланировать поездку и для себя поставить её задачу. Задача

оказалась сложной, поскольку предварительные планы по дням

пребывания оказались такими:

 

Москва - 22 июля

Санкт-Петербург - 23 июля

Лодейное Поле - 29 июля

Суоярви - 31 июля

Петрозаводск - 2 августа

Кондопога - 6 августа

Медвежьегорск - 8 августа

Беломорск - 10 августа

Кемь - 12 августа

Лоухи - 16 августа

Кандалакша - 17 августа

Полярные Зори - 19 августа

Апатиты (Кировск) - 20 августа

Оленегорск - 22 августа

Мурманск - 23 августа

Сортавала - 26 августа

Санкт-Петербург - 28 августа

РнД - 30 августа

 

Немного повлияла на время выезда неожиданная командировка в Самару,

иначе бы я выехал в поездку на неделю раньше. Конечно же, всё это были

планы. На самом деле, в реалии получилось немного иначе. По пути

пришлось в планах что-то добавлять, что-то выбрасывать. Основные

передвижения между населёнными пунктами я намерен был производить

по железной дороге и, как работник железнодорожного транспорта, на

руках имел разовый билет формы №6 для следования в купейном вагоне

пассажирского поезда между станциями Ростов и Мурманск. Что

получилось в итоге – постараюсь рассказать. Так же хотел бы посоветовать

для понимания всех моих физических перемещений на местности,

воспользоваться картой (раздел "карты").

 

20 июля

 

Из Самары в Ростов я вернулся утром 20 июля. Немного приведя в себя в

порядок, еду на вокзал за билетами. Поскольку имелось большое желание

между Москвой и Санкт-Петербургом проехаться на ЭР200, а моё прибытие

в Москву как раз по времени недели было удачным для этого, то я пытаюсь

взять билет так, чтобы пробыть несколько часов в Москве, увидеть родных

и выехать в Питер в тот же день вечером. По времени хода самым удачным

был поезд «Атаман Платов», но, как в последствии оказалось, билетов на

него не было. Ждать снятия брони желания совсем не было, поэтому я

принимаю решение брать билет на поезд №75, отправляющийся завтра

почти в час дня. Я знаю, что некоторые ростовские кассиры на вокзале

всегда отличались от своих коллег из других городов своей

непредсказуемостью, но не ожидал, что этот факт будет настолько

серьёзным. Отстояв более часа в очереди, мне отказали в выдаче билета до

Москвы, мотивируя тем, что у меня написано до Мурманска. Слова о том,

что я имею право по пути делать остановки, никакого результата не дали.

Ситуация ещё осложнилась тем, что дежурная на вокзале тоже в

категоричной форме мне заявила, что до Москвы я билет взять не могу.

Фраза «А что, правила уже отменили?» никакого результата не дала и я

просто пошёл в другую кассу. Но меня и там отшили. А потом ещё и в

третьей кассе. Я был малость в растерянности. Иду в четвёртую. По воли

случая, она располагалась между теми двумя, где я уже ранее был. Кассир

приняла заказ, начала его исполнять, но вдруг, меня заметила кассир из

соседней кассы (слева от меня) и через стеклянную перегородку стала своей

коллеге кричать, чтобы та билет мне не продавала. Услышав шум, кассир

справа от меня тоже дополнила балаган первой и те дружными криками

через стеклянные загородки «не продавай ему билет!» попытались сбить

уверенность той, что должна была мне его выписать. Пришлось вступиться

мне и сказать, что всё по правилам. Женщина немного смутилась, сделала

поникший задумчивый вид, но вдруг неожиданно просветлела и,

отмахиваясь от своих коллег руками сказала, что всё делает правильно.

Наверное, не будь между ними перегородок, то они бы подрались. Через

пару минут билет у меня был на руках, по которому в 14.25 22 июля я

должен был приехать в Москву.

 

 

22 июля

 

По прибытии в Москву, сразу иду на Ленинградский вокзал брать билет на

ЭР200. Меня обрадовали, что ЭР200 сегодня не пойдёт, а вместо него будет

«Невский экспресс». Ну, Невский, так Невский. Сажусь в поезд, который

отправляется в 18.28, а в Питер прибывает в 23.15. Больше нигде в России

составов из таких вагонов нет, внутри всё сделано аккуратно и стильно, в

купе два телевизора. В вагоне было душно до тех пор, пока состав не

тронулся, но в последствии кондиционер малость переборщил – заморозил

так, что пришлось одеть на себя спортивную куртку. Вагон идёт плавно,

просто приятно находиться. Кто-то мне говорил, что на скоростях выше

160км/ч сотовая связь не работает -  это не правда, я на 193км/ч

разговаривал и качество связи было отличным. В Санкт-Петербурге меня

встречает Дмитрий Иванов (2:5030/485.2), у которого я все дни пребывания

в Питере и прожил. 

 

 

23-28 июля

 

Все эти дни я в Санкт-Петербурге.  Подробно рассказывать, думаю, что не

стоит – многие были там, кто-то даже из читающих этот рассказ живёт в

нём. ;-) Удивила подготовка города к празднованию 300-летия. Как

выходишь из Московского вокзала, первое, что бросается в глаза – большое

угловое здание на Невском проспекте за закрывающей его рекламой. Таких

зданий в центре много, я ожидал, что после моего последнего здесь

пребывания (два года назад) многое изменится. Город, конечно, изменился

в лучшую сторону – на Невском где-то даже отремонтировали дома,

зелёные ухоженные газоны приятно радуют глаз, но вот моя самая

любимая улица – Пушкинская, такой же и осталась.

 Плакат на территории Петропавловской крепости   На набережной Невы

Погулять по Питеру всегда приятно. Причём, независимо от того, днём или

ночью. Не менее интересны и окрестности – Петергоф, Пушкино,

Кронштадт, Ломоносов.  С Дмитрием съездили в Выборг, где ранее я не

был. Думаю, что на этой поездке стоит немного остановиться. Старый

город весьма интересный, но просто жуткая запущенность и нищета

удручают. Зашли в Выборгский замок, где в тот момент только начался

какой-то фестиваль (не помню название). На его территории много всякого

различного народа в старинной одежде (надо заметить, в достаточно

плотной для довольно тёплой погоды), в сторонке проводятся

соревнования по стрельбе из лука – прямо экзотика какая! J На башне

есть смотровая площадка, куда мы и направляемся.  Некоторое время не

можем найти кассу для входа наверх. Пока искали прошли гардеробную,

недалеко от которой было объявление, что подъём на смотровую площадку

с сумками и рюкзаками запрещён. Но когда нашли место, где надо

оплачивать и сразу же по лестнице подниматься наверх, поняли, что

обратно идти сдавать сумку – далеко. Я подхожу к девушке, которая

пропускает наверх посетителей, объясняю ситуацию и спрашиваю, можно

ли подняться с сумкой наверх. Ответ был весьма неожиданными, она

спросила: «Но Вы же не будете её сбрасывать вниз?» Получив

отрицательный ответ, нас пропустили J.

 Выборг. На заднем плане - Выборгский замок

Нагулявшись по городу, стали думать как вернуться обратно в Питер.

Автобус будет не скоро, а электропоезд, отправляющийся через два часа

идёт так, что при небольшом его опоздании мы в Питере не успеем

пересесть на другой электропоезд, которым можно было бы добраться в

Красное Село. Если не успеем – придётся ехать на такси. К вокзалу как раз

подходит «Репин», мы подходим к проводнику, но тот до Питера просит

нереальную сумму. Идём к электровозу, в заднюю кабину которого по

моему служебному удостоверению нас и пускают.

 Памятная плита в Александровском парке Пушкино. Описание прилагается.

Из самого яркого и запоминающегося в Питере мне запомнились

разводные мосты с подсветкой. Их мне смог показать на машине Сергей

Харебов (2:5030/768.279), за что ему большое спасибо. С ним же мы сразу

планировали осуществить поездку на машине вокруг Ладоги, но

различные обстоятельства заставили немного повременить с этим

мероприятием. Зато к моменту моего возвращения из Мурманска, на

последующие планы эта поездка была учтена.

Ночной Питер.  Ночной Питер.  Ночной Питер.

Ночной Питер.  Ночной Питер. У разведённого моста

27 июля покупаю билет до Лодейного поля, узнаю в справочной, чем можно

добраться до Янисъярви, а затем до Петрозаводска. Сразу решаю, что в

Суоярви делать нечего и пока погода не дождливая, стоит ехать в

Петрозаводск, то есть с Лодейного Поля сразу в Янисъярви, где погулять 10

часов и пересесть на поезд до Петрозаводска.

 

28 июля привожу сумку на Ладожский вокзал, сдаю её в камеру хранения и

остаток времени до отправления провожу в спокойствии, что мне надо

просто её забрать из камеры хранения и сесть в поезд №11, отправлением

из Питера в 00:35.

 Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге

29.07

 

Проводница будит в начале 4-го, в 04:43 поезд прибывает на станцию

Лодейное Поле. Сразу иду на вокзал, в кассу. Кассир отказывается дать

билет по форме, говорит, что через Янисъярви нельзя, можно только через

Свирь. Прошу объяснить причину отказа, но та ничего вразумительного

сказать не может. Иду к дежурной, жалуюсь на свою тяжёлую жизнь. Та

меня не понимает, говорит что через Янисъярви можно только за свои

деньги. Рекомендует дождаться начальника вокзала. Я начинаю

возмущаться – как я могу дождаться его, если поезд №960 уходит за

полтора часа до его прихода – в 06:30, а следующий пойдёт только через

сутки. Та меня посылает обратно к кассиру, говорит, что будет так, как она

скажет. Я возмущаюсь сильнее, начинаю уже наезжать – мало того, что при

отсутствии начальника вокзала дежурная исполняет его обязанности, так

ещё она меня посылает к человеку, который ниже её по должности. Ещё бы

меня к уборщице отправила! Иду к кассиру и прошу мне объяснить, в

соответствии с каким документом мне отказывают в продаже билета. Та

ничего не говорит, лишь мычит, что билет не продаст. Начинаю злиться.

Прошу оформить отказ письменно, та отказывается. Начинаю угрожать,

что буду жаловаться в управление дороги за самоуправство. Кассир

сникает ещё сильнее. Быть может, я смог бы сломить её упорство, но

подошедшие пассажиры, которые хотели купить билет на отходящий с

минуты на минуту пригородный поезд, стали возмущаться и мне пришлось

от кассира отстать. Малость подумал и решил напроситься в заднюю

кабину тепловоза. Пришёл в депо, узнал у дежурного номер тепловоза,

который поведёт поезд до Янисъярви. Нашёл локомотив, переговорил с

механиком. Тот сказал, чтобы я подошёл к тепловозу сразу после прицепки

к поезду.

 

Времени погулять по Лодейному Полю фактически не было, поэтому

увидеть местные достопримечательности не удалось. Но, в принципе, мне

посещения этого города хватило для удовлетворения своего любопытства -

просто Лодейное Поле каким-то образом запало мне в душу ещё с самого

детства. Чем именно сказать не могу точно, наверное, своим названием. И

просто моего временного нахождения в нём хватило для того, чтобы со

спокойной душой из него уехать. Тем более, что дальнейший мой путь

лежал по ветке, на которой до сих пор сохранились в работе семафоры и

электрожезловая система.

 

При общении с локомотивной бригадой выяснил, что в Ляскеля будет

пограничный контроль. Интересуюсь что делать мне – билета на поезд нет,

разрешения на въезд тоже. Посоветовали по Ляскеля сесть на место

машиниста, говорят, что пограничники не соображают кто именно может

там сидеть и не обращают внимания. Спрашиваю, могут ли меня снять с

поезда. Говорят, что могут запросто. Я оказался немного шокирован этой

новостью, так как про погранконтроль ничего не знал и всё это было

несколько неожиданным.

 

Семафоры на станциях смотрятся весьма необычно. Мало того, они

отлично вписываются в природный ландшафт. Особенно необычно

смотрится входной семафор на станции Салми, который спрятан немного в

стороне от жд полотна на пригорке между здоровыми елями. Что-то ещё

рассказывать про эту ветку очень сложно, как говорится, такое надо

видеть.

 По пути в Янисъярви: входной семафор станции Салми   По пути в Янисъярви. Выходной семафор станции Салми По пути в Янисъярви. Семафор на станции Питкяранта

В Питкяранте в кабину заходит помощник машиниста и говорит, что они

покидают тепловоз, а до Янисъярви поезд поведёт другая бригада. Для

меня эта информация была весьма неожиданной, поскольку меня не

предупредили об этом. За пару минут до отправления в кабину входит

помощник машиниста (уже сменившейся бригады) и я обращаю внимание,

что моё нахождение в тепловозе у него вызвало долю удивления, хотя тот и

попытался сделать вид, что всё нормально. Я, как подобает культурному

человеку, поздоровался и спросил, уж не забыла ли предупредить

сменившаяся бригада о моём присутствии в задней кабине. Из его ответа

поняв, что оказывается, она это сделать забыла, поинтересовался – не

помешаю ли я здесь им своим присутствием, которое продлится до станции

Янисъярви, конечно же, если не случится ничего неординарного…

Помогала сказал, что не помешаю. Уже на выходе, видя его смущённое

лицо спрашиваю – быть может, мне стоит подойти к машинисту и с ним

переговорить лично? Тот с некоторым сомнением отвечает, что быть

может, и стоит. Помощник уходит и я перед проходом дизельного

помещения собираюсь с духом, прячу все торчащие и болтающиеся части

своего гардероба так, чтобы они не коснулись ничего замазученного, и

двигаюсь в сторону головной кабины. Судя из разговора с машинистом,

помощник уже успел ему рассказать обо мне. Что меня повергло в

некоторое замешательство, так это то, что механик меня встретил не очень

дружелюбно. Машинистом был уже человек в годах и было видно, что

закалка у него старая. На вопрос, не подбросят ли меня до Янисъярви, тот

сказал, что меня непременно снимут с поезда. Спрашиваю почему. Ответ

цитирую дословно: «А я тебя сдам». Я рассмеялся, спрашиваю почему.

Говорит, что, скорее всего, я перебежчик. Ну, думаю, и логика же у

человека… Интересуюсь, что быть может, мне стоит ему свои документы

показать? Тот отвечает, что вряд ли это что-то изменит, но все равно

показывай. Говорю, что документы у меня в куртке, которая висит в

задней кабине, и что я их сейчас принесу. В этот момент машинист

набирает позиции, дизель увеличивает обороты и, пока ещё можно идти

пусть хоть и с разъезжающими ногами по замазученному полу, я спешу в

заднюю кабину. Беру документы, выхожу в дизельное помещение. Поезд

уже набрал скорость, дизель ревёт, тепловоз кидает из стороны сторону и

вот только сейчас я присмотрелся к сердцу тепловоза – дизелю. Первая

мысль – «эх, тебя бы в ванну горячую, да с каустической содой!». Пытаюсь

продвигаться вперёд, но инстинкт сдерживает – шмякнусь ведь, скользко

очень. Держаться не за что – всё грязное. Ещё и дышащий жаром дизель

зловеще поблескивает стекающими по нему нефтепродуктами… Вторая

мысль – а дойду ли я чистым и даже без падения? Но, несмотря на

пессимистичные прогнозы моего внутреннего голоса, я дошёл до ведущей

кабины нормально. Показываю документы механику, тот малость

побурчал и говорит: «Но ты же смотри – если тебя снимут с тепловоза

пограничники, ты не говори, что это я тебе разрешил ехать в задней

кабине». Я соглашаюсь, но уже на обратном пути иду и думаю – если меня

всё же снимут с тепловоза, то за нарушение пограничного режима я ещё

могу представить что меня ожидает. Но вот что со мной сделают за

проникновение без чьего-либо разрешения на тепловоз? И во что всё это

выльется в сумме? Прекрасно понимаю, что Карелия меня может

встретить не очень то уж и дружелюбно, но обратного пути уже нет. До

задней кабины дошёл в глубоких раздумьях, поэтому как происходил сам

процесс перехода не помню. Но, судя по чистой одежде, к счастью, ничего

неординарного не произошло.

 

После Питкяранты железная дорога проходит по более живописным

местам, чем ранее, местами попадаются скальные выемки. Ладожское

озеро я увидел лишь однажды в самой Питкяранте, больше нигде его не

видел. Путь уложен без особой подготовки - очень много переломов

профиля, причём, порой довольно крутых и следующих один за другим

чуть ли не через сотни метров. Над железной дорогой растительность особо

не убирается и ветки очень часто касаются состава.

 

Перед Ляскеля в кабину заходит в кабину помощник и говорит, что меня

сейчас все равно снимут пограничники. Спрашиваю – «Почему все равно снимут? Мне

сказали, что они могут в кабину и не залезать». Тот сказал, что «Да, в

кабину они могут не залезть. Но если залезут, то снимут. А не снимут в

Ляскеля, поймают в Янисъярви». Ну и дурдом же! Откуда такая агрессия?

 

По Ляскеля, где мы простояли несколько минут, ни одного пограничника я

так и не увидел. Равно как позже и в Янисъярви. По Янисъярви благодарю

машиниста и покидаю тепловоз. Сразу иду на вокзал в кассы. То, что

можно назвать вокзалом, было закрыто, а за стеклом висело объявление,

что кассы закрыты ещё в мае месяце. Меня несколько это смутило, я

подхожу к кому-то из местных железнодорожников и интересуюсь, как же

быть в этой ситуации? Оказывается, ничего сложного нет – надо просто по

приходу поезда подойти к его начальнику, тот посадит в вагон, рассчитает

до Суоярви, а в Суоярви, пока поезд будет стоять, надо купить билет в

кассе вокзала. Меня ещё постигла доля сомнения – почему в этом городе

закрыта касса? Иду к дежурной по станции и спрашиваю о том, что здесь

можно посмотреть интересного. Та смущается и спрашивает – а что здесь

может быть интересного? Отвечаю, что, ну всякие там

достопримечательности… Дежурная говорит, что рядом есть только озеро,

в котором можно искупаться и, в принципе, всё. Я интересуюсь как выйти

в город, но та очень удивляется и переспрашивает: «Какой ещё город? У

нас в посёлке всего то несколько домов». Смотрю на часы, на которых 14

часов, (мой поезд идёт аж в полночь – в 00:01) и, поблагодарив её,

несколько опешивший, выхожу на улицу. Сел, открыл карту, нашёл на ней

Янисъярви и только сейчас обратил внимание, что этот населённый пункт

подписан шрифтом, который в условных обозначениях помечен как

«Посёлок сельского типа с количеством жителей до 100».  Меня это очень

сильно удивило, поскольку у меня было мнение, что если на станции

расходятся железнодорожные направления, то она должна находиться ну

хотя бы в скромненьком городке это уж точно. Оказалось, что я

заблуждался. А меня ещё насторожило – от чего это ВСЕ местные жители,

которые прошли мимо меня, поздоровались?

 

Так что перед мной помимо пограничников возникла вторая проблема –

что делать 10 часов в этой деревне? Зашёл опять к дежурной,

поинтересовался, не пойдёт ли что в сторону Петрозаводска. Та говорит,

что сейчас пойдёт поезд, который только что прибыл. Я смотрю в окно и

вижу только тот поезд, которым я приехал. Оказалось, что именно он и

пойдёт в Петрозаводск, но только не через Суоряви, а через Лодейное Поле.

Не, говорю, мне он не нужен – я им только что приехал. Нет ли чего через

Суоярви грузового или технологического в ближайшее время? Отвечает,

что пока ничего не намечается. Оставляю у неё свою сумку и иду на озеро.

По пути у местных узнаю, что здесь когда-то была узкоколейка, насыпь

которой идёт вдоль озера, и я её буду проходить. Насыпь я нашёл, но на ней

почему-то была складирована рельсошпальная решётка стандартной

колеи. Пока что решил узкоколейку оставить на потом, а сейчас, пока ещё

тепло, пойти искупаться.

 Янисъярви. На берегу одноимённого озера

В лесу очень много всяких комаров, мух и прочей  летающей противной

живности. Зато как выходишь к воде, все они исчезают, а вместо них

прилетают наглые и голодные оводы. Берег озера Янисъярви каменистый,

вода тёплая, а камни под водой, естественно, очень скользкие. Поражает

тишина и полное отсутствие людей. Накупавшись вдоволь, возвращаюсь

обратно на станцию и интересуюсь у дежурной – не появилась ли

информация о том, поедет ли что в ближайшее время в сторону

Петрозаводска. Ничего пока не планируется и я, побродив ещё минут 30 по

станции, возвращаюсь обратно к дежурной поинтересоваться остатками

узкоколейки. Информации новой никакой не получил, предупреждаю её,

что пойду погуляю по старой ветке и выхожу на улицу. Что-то меня

задержало сразу у перрона и хорошо – через несколько минут выбежала

дежурная и обрадовала, что через 30 минут придёт резервом тепловоз,

который заберёт другой, стоящий на станции и вместе они поедут в

Суоярви. Я поблагодарил её и стал дожидаться его прибытия.

 

Часа через полтора я уже ехал в задней кабине 3М62, а ещё через три с

половиной был в Суоярви. Около 22 часов захожу в здание вокзала и

подхожу к расписанию. Поезд до Петрозаводска отходит около 5 утра. Иду к

дежурному по депо, для чего делаю немаленький крюк для обхода

стоявшего состава. Местные активно практикуют пролезать под вагонами,

но данная процедура не для меня – после того, как я ещё лет 10 назад

увидел то, что осталось от человека, который сделал неудачную попытку

пролезть под вагоном, пообещал для себя, что ничего подобного делать

никогда не буду. В исключение можно включить момент, когда я

полностью уверен в том, что состав не тронется. Поход к дежурному

оказался неудачным, поскольку в сторону Петрозаводска ничего идти не

собирается. Возвращаюсь на вокзал, располагаюсь в зале ожидания и,

изучая карту, планирую дальнейшие мероприятия. Там же знакомлюсь с

двумя мужиками, которые, как выяснилось из разговора, приехали в

Суоярви на заработки из Беларуси. Они сидели и не знали что делать –

фирма, занимающаяся валкой леса, в которую они хотели устроиться,

обанкротилась, и теперь они не знают куда податься. Я через некоторое

время иду к дежурной по станции, от которой узнаю, что в 00:15 до

Петрозаводска тепловоз потянет ПМС. Возвращаюсь на вокзал и пытаюсь

хоть как-то скоротать время, рядом всё так же оказываются белорусы. 

Обращаю внимание, что сбоку на кассе висит какое-то большое

распоряжение. Подхожу ближе, читаю. Это оказывается распоряжение об

ужесточении пограничного режима в Карелии, я его бегло за несколько

минут просматриваю и, поскольку с мужиками уже говорили буквально

только что про пограничный режим, то выдаю фразу, что вот здесь

написано много про него, но зачем именно его ввели ничего не сказано.

Ранее я заметил, что рядом с нами крутился какой-то мужик, но внимание

на него сразу не обратил. А сейчас он сам подошёл ко мне, сунул под нос

удостоверение и говорит: «Погранконтроль, предъявите Ваши документы».

Ну, я то немного опешил от неожиданности, а вот когда я посмотрел на

белорусов, то понял, что ещё немного и им понадобится скорая помощь –

мужики сидели все бледные с вытаращенными глазами. Далее последовал

ряд вопросов с таким же количеством ответов.  Пограничник сказал

никуда из вокзала не выходить, так как ночью на улицах опасно. На вопрос

– можно ли сходить в магазин, тот сказал, что можно. Поскольку время уже

перевалило за полночь, то я выхожу из вокзала и после захода в магазин

возвращаюсь не на вокзал, а к дежурной по станции.

 

30.07

 

У дежурной время тянулось долго – заявленное отправление в 00:15

затягивалось, на улице летали совсем в конец озверевшие комары, мало

того,  заметно похолодало и хотелось спать – всё же сон прошлой ночью

был короткий. Примерно в 2 часа сформированный состав отправился со

станции. В его голове был М62, за ним в холодном состоянии ТЭМ2 с кучей

вагонов. Первые неприятные впечатления были получены сразу после

моего захода в кабину – в ней было всё грязно. Куда не посмотри – везде всё

покрыто гарью. Как только с трудом устроился на кресло ТЧМП, в кабину

заходят ещё два человека – сменившаяся локомотивная бригада. Сразу

после начала движения неприятные ощущения усилились – то, что в

машинное отделение дверь не закрывалась это мелочи, а вот то, что дизель

тепловоза очень сильно дымил даже на холостых, уже было неприятно, так

как дым при движении завихрялся между М62 и вторым тепловозом,

заходя откуда-то из-под пола в кабину. Попытаюсь передать «впечатления»

- глаза слезятся, дышать не чем, горло дерёт, куда не коснись - всё покрыто

слоем грязи. Окна открывать бесполезно – вместе с холодным воздухом

опять же заходит дым. А впереди порядка 150 километров… Тепловоз

несколько раз останавливается на перегоне – у бригады временами не

собирается силовая схема, грешат на АЛСН. По сути, всю нашу железную

дорогу можно сравнить с этим тепловозом – дымит, пыхтит, периодически

ломается, но едет.

 

Почти постоянно нахожусь в полусознательном состоянии – сильно хочется

спать, но тут разве поспишь? В один прекрасный момент, с рассветом,

обращаю внимание, что бригада, ехавшая со мной в кабине начинает

собираться и идёт к выходу. Я спрашиваю, не Петрозаводск ли? Те что-то

невнятно отвечают. Переспрашиваю, но ответ все равно не расслышал. 

Сижу и думаю – до куда идёт поезд, я не знаю. По времени уже вроде

должны приехать. Вроде какая-то станция. В Петрозаводске ранее не был и

их станцию не видел. Вдруг это уже ПТЗ? Высовываюсь в окно, горит

красный. Беру сумку и вылезаю из тепловоза. Подхожу к головной кабине

и у механика спрашиваю, не Петрозаводск ли это. Тот выкатил на меня

глаза и удивлённо говорит «Ты чего, какой Петрозаводск? Лес же кругом!».

Тут обращаю внимание, что уже загорелся зелёный и бегу в кабину. Да уж,

думаю, чуть было спросонья  не вылез в лесу…

 

В Петрозаводск приехали около 6 утра. Иду искать бригадный дом, он

оказывается совсем рядом, где буквально минут через 10 уже поселился.

Обращаю внимание на свою одежду. Страшно смотреть – белая майка

выглядит так, как будто никогда белой и не была, светлая спортивная

куртка вся вымазана, брюки тоже чёрные. Первоочередные задачи –

первым делом искупаться и постирать одежду, лишь потом лечь спать.

Искупаться то проблем не возникло, а вот для того, чтобы постирать

одежду, у меня стирального порошка не было. Прошу у дежурной – говорит,

что у неё нет. Почти полтора часа ищу порошок в городе – нашёл лишь к

началу десятого, с открытием магазинов.

 

Сам Петрозаводск очень понравился. Этот город, как и Санкт-Петребург, в

этом году отметил своё 300-летие, но масштабы празднования были

намного скромнее. В городе всё ухоженное, центральная улица – «как с

картинки», просто приятно смотреть, красивая набережная, часть которой

открыли совсем недавно. На набережной есть небольшая мраморная

пирамидка, на которой написано, что  «…2 очередь сдачи набережной

произведена на средства (и далее в порядке очерёдности): Правительства

Российской Федерации, Правительства города Москвы, Правительства

Республики Карелия, администрации города Петрозаводска». Что

возмутило - ну, если Лужков и сюда влез, это ладно. Но почему надо было в

списке его ставить первее, чем местную администрацию???

 На набережной Петрозаводска

В городе отсутствует привычная суматоха, нет толп народа на улицах,

машины ездят относительно медленно, никто никуда не спешит – такое

ощущение, что здесь жизнь идёт размеренно и спокойно. Отдельно

остановлюсь на дорожной обстановке в городе – складывается

впечатление, что Правила дорожного движения переписывались с примера

езды петрозаводчан. Культура вождения у местных водителей приятна до

омерзения – ну почему у нас не так? Те же маршрутки, и те ездят спокойно

и пропускают пешеходов на переходах. Некоторые перекрёстки имеют

состояние светофоров, когда во все стороны те водителям показывают

красные сигналы и пешеходам перекрёсток открыт для прохода. При этом

довольно много людей этим пользуются и его переходят по диагонали.

 

 

 

                                                                                                               Следующая часть

 

 

 

Hosted by uCoz