Ростов-на-Дону – Владивосток – Ростов-на-Дону [1/7]

 

2 августа – 7 сентября 2002 года

 

 

Идея произвести столь далёкое путешествие пришла мне в голову ещё

10 лет назад. Эту мысль по причине своей нереальности я долгое время

держал на задворках своего головного мозга, но вот в июле месяце

совершенно неожиданно сломались мои планы на проведение

очередного отпуска. Узнав о разрушении моих планов, мой хороший

приятель Виталий Власенко предложил произвести «небольшую»

вылазку на окраины России – во Владивосток по железной дороге.

Думать я долго не стал – а действительно, почему бы и нет? Когда ещё

в жизни может выпасть такой шанс?

 

Выезд из Ростова откладывался пару раз – неожиданное введение

месячника по безопасности движения на июль месяц по сети дорог

вынудило моё начальство не отпустить меня в отпуск. Так же и у

Виталия были на работе проблемы. Из-за всего этого выезд пришлось

отложить почти на месяц. Приближение Дня железнодорожника внесло

некоторые коррективы в нашу поездку – появилась мысль отметить

этот день в Москве. Выезд назначили на 2 августа. Как позже

выяснилось, мне повезло – месячник по безопасности движения был

продлён на август месяц с небольшим опозданием, но это

обстоятельство ввиду уже моего отсутствия в городе на меня не

распределялось.

 

Предварительный маршрут поездки определён точно не был. Мы

решили, что лучше его определить «по месту» и «по времени».

Изначально мысль была проехать до Владивостока с остановками в

Кунгуре, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Слюдянке, Архаре и

Хабаровске. У меня была невнятная идея обратно вернуться по БАМу,

но возможность данного действия была под сомнением и серьёзно

нами не воспринималась.

 

Итак, выезд 2 августа. Заранее куплены билеты на поезд №99 «Атаман

Платов». Сам поезд относительно неплохой, наш выбор на него пал из-

за того, что у него удобное время прибытия в Москву и маленькое

время в пути – это так называемый в народе «бешенный поезд». Надо

сказать, что поезд действительно бешенный – все его стоянки только

из-за смены бригад или локомотива. Первая бригада его ведёт более 8

часов до Россоши. В Москву поезд по графику должен прибыть 3

сентября в 7:19, в пути 17 часов с копейками, но благодаря

подхватившему опозданию ещё на Северо-Кавказской, он прибыл на

конечный пункт с опозданием в 1 час. Причём, минута в минуту –

прямо таки с железнодорожной точностью J.

 

Ближе к полудню компанией идём к депо, в котором в качестве

памятников стоят паровозы. Название депо не помню, могу лишь

сказать, что оно где-то в районе Лефортово. На деповских путях

оказываются ЭП10+ЧС4т с бригадой испытателей. В процессе

знакомства выяснилось, что мы почти земляки – один испытатель с

Новочеркасска, работает с ЭП10 на протяжении всего времени его

испытаний. И ещё два человека – локомотивная бригада из депо

Россошь, причём с этими ребятам я сталкивался на работе, когда те

принимали у нас электровоз после ремонта с год назад. На вопрос о

судьбе ЭП10, испытатель с НЭВЗа ответил, что «буквально на днях

этот вопрос будет решаться среди руководства МПС – жить ему или не

жить». Правда, позже решение МПС я нигде так и не услышал.

Испытатели предложили сделать экскурсию по электровозу, от которой

конечно же отказываться никто не стал – показали бортовой компьютер

в действии (кстати, это  всего лишь 486SX), провели по кузову,

рассказали об оборудовании в целом. Когда испытатель говорил, что

«вот здесь стоит вентилятор для того то, а вот здесь сюда дует, а этот

через то-то прогоняет воздух» и при этом стоял на одном и том же

месте, я не смог удержаться и задал вопрос о том, а сколько же всего

вентиляторов на этот электровозе? Оказалось, что их всего то в сумме

около 20… Про этот электровоз НЭВЗовец отозвался очень хорошо, по

его словам, за всё время испытаний с момента постройки и обкаткой

под 99/100 поездом не было ни одного выхода силовой и управляющей

электроники из строя. Единственное, что делали – это меняли

программное обеспечение бортового компьютера. Проблема, которая

удерживает МПС от его закупок – высокая стоимость, которую

усиленно пытаются сбить разными способами.

 

 

4 августа

 

Подъём в 6 утра, в 8 с копейками я уже в Щербинке, где всё же народ

меня по яркой примете обнаруживал без проблем (в руках – жёлтый

полиэтиленовый пакет). Часов в 14, когда покатушки подошли к концу

и народ начал разбредаться кто куда, иду на территорию Щербинки,

где стоит всё ещё отчасти прогрессирующий хлам на железнодорожном

ходу, абсолютно беспрепятственно захожу в цеха. В одном из цехов

стоит метропоезд под охраной, в его кабину пустили, но в салон пройти

не разрешили. Охранник – он же испытатель, рассказал, что это

асинхронник и конечно же с буржуйской электроникой. Говорит, что

поезд выдал неплохие результаты при испытаниях, проблем особых с

ним не возникает. На вопрос о плавности торможении с высокой

скорости отвечает, что тормозит так, как положено для асинхронника –

по плавности с постоянником не идёт ни в какие сравнения.

 

 

5 августа

 

Отправление в 21:04 из Москвы с Казанского вокзала поездом №36 до

станции Кунгур. Это единственный поезд, в котором мы ехали за время

нашего путешествия и в котором была такая услуга, как душ.

Стоимость душа – немногим более 50 рублей за 30 минут. Причём,

оплата берётся не за то, сколько человек искупалось, а именно за время

пользования.

 

 

6 августа

 

Поезд прибывает в Кунгур точно по расписанию – в 20:45 Мск.

Пытаемся устроиться на ночлег в бригадном доме локомотивного депо,

но безрезультатно – бригадник находится на ремонте и где ночуют

бригады никто не знает (или просто хотели, чтобы мы не узнали).

Ночуем у знакомых Виталия.

 

 

7 августа

 

Поднимаемся в 10 утра и сразу начинаем искать жильё –

планировалось провести в Кунгуре ещё пару дней. Виталий примерно 5

лет назад из Кунгура забирал паровозы для музея и местное начальство

депо хорошо знал. Но прошедшее время с того момента сильно

изменило ситуацию – бывший начальник депо сейчас работает

начальником вокзала, к нему мы и отправились. На моё удивление, он

оказался добродушным хорошим человеком, долго сидели болтали с

ним на околожизненные темы, он позвонил в жд общежитие и «забил»

для нас там места, где мы, собственно, и провели две следующие ночи.

После поселения первое, куда направляемся – в столовую, благо, что в

этом небольшом городке такие имеются. Обычные жд столовые для

всех людей независимо от места работы по своей стоимости и качеству

довольно приятно удивили.

 

Далее двигаемся к всемирно известным Кунгурским пещерам. Минут

через 40 доходим до них пешком – они находятся практически за

городом. Эти пещеры до сих пор обслуживаются «совково»

настроенным персоналом – после покупки билета оказалось, что войти

по нему в пещеру не так то и просто – в первую очередь пропускали

группы экскурсий, приехавших на теплоходах (вероятно, через Пермь).

Лишь через час, когда стало ясно, что потоки туристов по воде

иссякать не собираются, пришлось дать понять, что туристы по

железной дороге – это в некоторых случаях тоже люди, которые купив

билет и выстояв целый час под дверями способны разозлиться и начать

словесное наступление на всех пещерных кунгурян.

 

В пещере довольно холодно – порядка +5 градусов. Экскурсия

занимает около 40 минут. Что-либо о ней рассказывать сложно, такое

надо видеть. Пещера красивая, но говорят, что зимой она вся покрыта

льдом и в сочетании с подсветкой выглядит сказочно. В пещере есть

довольно красивые озёра, там же можно увидеть редкое явление – не

помню его физического названия, но оно заключается в том, что при

падении капель в воду, на воде образуются волны, которые визуально

можно выдать за движение воды. Весьма красиво смотрится.

 В Кунгурской пещере у новогодней ёлки в августе месяце  В Кунгурской пещере  

        В Кунгурской пещере

Пешком проходим почти весь город, городским транспортом

пользоваться нет желания, хотя проезд в маршрутке стоит всего лишь 3

рубля. В центре попадаем к церкви, переделанной в кинотеатр. Что

самое интересное, на купол совсем недавно поставили крест, но

кинотеатр не убрали. Очень медленными темпами идёт реставрация

части здания церкви и, как я понял – в основном реставрация идёт

благодаря отдельным простым людям, то есть энтузиастам. Грустно

созерцать идиотизм и жестокость советской власти, от которых мы ещё

до сих пор не можем избавиться.

 Кунгур  Кунгур

В городе есть два очень интересных моста. Первый – автомобильный с

надписью 70 лет (мосту). Мост клёпанный, настил у него деревянный, а

чтобы проезжавшие машины колёсами не истирали доски, вдоль колеи

выложены резиновые «коврики». Второй мост – подвесной

пешеходный, подобные мосты всегда меня удивляли своей

внушительностью и грациозностью. Этот мост тоже старый, но его

возраст от местных жителей мы узнать так и не смогли – никто не знал.

Но то, что он построен в первой половине прошлого века – это точно.

На подвесном мосту в Кунгуре 

Город внешне выглядит удручающе. Очень много полуразрушенных

домов, не говоря ещё о просто покосившихся с полупроваленной

крышей, причём все эти дома жилые. Местное население пьёт

немалыми дозами. Хотя правильнее сказать – бухает. Не хочу обидеть

уральцев, но проезжая на поезде такое количество запущенных домов

мы нигде не встречали, как на Урале.

 

 

8 августа

 

Подъём в 7 часу утра. Сегодняшняя цель – база запаса в Шумково.

Следует отдельно отметить, что Виталий жуткий фанат паровозов, сам

он заведует передвижной выставкой Дорожного музея СКЖД.

Учитывая это, в цель его поездки входило так же и посещение

некоторых баз запаса на сети дорог. До Шумково решили ранней

электричкой не ехать, а добраться 9-ти часовой. Но как позже

оказалось, эту электричку отменили из-за производственных «окон».

Шумково - это такая станция, что на ней из обычного пассажирского

ничего не останавливается, грузовые же следуют тоже без остановок.

Чтобы не терять даром время, решаем посетить Пермь - до неё

добраться имелась возможность электричкой в 12 часов. В Кунгуре

также видели ВЛ22м-1790, который используется в качестве

рельсосмазывателя.

 

Поскольку в данной местности часовой пояс уже отличается на пару

часов от московского, а поезда в расписаниях указываются по Москве,

то для предотвращения путаницы решаю на часах держать только

московское время, что и делаю в течение всей поездки.

 

До Перми добираемся электропоездом ЭД4м. До вечера гуляем по

городу, обедаем в кафешке при магазине «Океан». В кафе покупаем

самосу, которую нам дают без тарелок, на обрывках салфеток. Когда

же я выразил своё неудовлетворение данной формой тарелок, нам

выдали более оригинальные – плоские, к счастью несложенные ещё

пакеты для молока типа тетра-пак. Причём, пакеты для вологодского

молока. Просить более цивилизованное у меня просто не повернулся

язык J.

 

Город запомнился своей помпезностью. Много крупных несуразных

бетонных коробок – в 70-ых такая архитектура считалась верхом всего.

По моим впечатлениям, Пермь только начинает втягиваться в

сравнении с другими немаленькими городами в цивилизованную

современную жизнь. В том смысле, что частные капиталы

вкладываются в недвижимость, которая своим внешним видом сильно

отличается от привычной, что радует.

 

Идём в локомотивное депо – на его территории стоят четыре

электровоза, которые без сомнения можно назвать исторической

ценностью: СКм-04, ПБ21-01, ВЛ19-035, и Сс (номер не помню). Депо

ограждено здоровым забором из бетонных плит, часть которых

завалена временем. Электровозы красились не так давно, но время даёт

о себе знать. К тому же видно, что эта техника особо то никому и не

нужна – листы металла, которые закрывают окна частично отогнуты и

во внутрь электровозов может попасть любой из желающих. Видно, что

кабели к ТЭД порезаны уже давно. Виталий просит меня

продублировать на мою мыльницу всё что мы видим - данная практика

использовалась на протяжении всего нашего путешествия. Правда, мой

фотоаппарат преподнёс мне сюрприз – когда мы покинули уже депо, то

выяснилось, что после перезаряда плёнки кадры не получились –

фотоаппарат отказался перематывать плёнку, хотя слышно было работу

его движка. Кроме самого себя винить было некого – вовремя не

заметил по счётчику. Хотя часть кадров удалось заснять.

 

Брошеность электровозов нам объяснили тем, что депо Пермь не так

давно разделилось и про электровозы забыли. Предложения же

передать их в музеи у местного начальства вызвало гнев – сгнить

машины обязаны в их депо.

 

Кстати, недалеко от депо бросился в глаза интересный трамвайный

разъезд под жд мостом – трамвайные пути сплетались в узком проезде

так, что по нему мог проехать только один трамвай, поскольку одна

нить рельсов встречного была у него в колее.

 

К 18 часам подошли на вокзал. Скоро до Кунгура должна была подойти

электричка, но к тому времени на вокзале стоял пассажирский поезд, в

электровоз которого мы и попытались сесть. Пока дожидались

момента, когда освободится машинист, к нам пару раз подходил

засланец от проводника с предложением прокатиться до Кунгура в

полном плацкартном вагоне всего за 250 р. Причём, с каждого. Так же

пытались нас уверить, что машинист нас не возьмёт. Но он нас взял и

засланец молчаливо наблюдал, как их халява влезает в заднюю кабину

ЧС2. Доехали быстро и без проблем.

 

 

9 августа

 

Подъём в 5:30 Мск, идём завтракать в столовую, где нас умудрились

накормить явно вчерашними пельменями. Электропоездом доезжаем

до оп Школьная – от неё до базы запаса пешком идти меньше, чем

непосредственно от Шумково. На базе стоят:

-         из Л – 0599, 0956, 1130 (4216), 1191, 1359 (4229), 1643, 3588, 3848,

            3885, 4214 (4326), 4216, 4319, 4324, 4350, 4351, 4370. Некоторых из

           этих машин перенумерованы – старые номера, которые видны под

           краской указаны в скобках;

-         Эр 734-87  и  764-52;

-         Эм 716-16;

-         Из ЛВ – 0041, 0126, 0353.

 

База запаса в Шумково  База запаса в Шумково

До следующей электрички времени оставалось ещё много и мы

коротаем время собиранием грибов к ужину. Степной Ростов

грибников явно вырастить не смог – из найденных 3 грибов за почти

полтора часа два оказались «мясными». От базы запаса шла какая-то

дорога неизвестно куда, по которой мы и пошли вперёд – мы надеялись

выйти к какому-нибудь населённому пункту и купить грибов,

картошки к вечеру, хлеба и настоящего деревенского молока. Вышли к

посёлку под названием Киселево. Долго пытались найти у местных

молоко, но ни у кого его не было – советовали подойти вечером. Но

есть хотелось именно сейчас, поэтому поиски продолжились. По пути

встретились две женщины с корзинами грибов, которые очень

удивились нашим намерением купить себе на ужин их грибов, те

смутились и часть отдали нам просто так. На вопрос о том, где можно

купить молоко, одна из женщин сказала, что она сдала утром не всё и у

неё ещё осталось несколько литров. Цена литра – 4 рубля, мы взяли две

полуторолитровые бутылки. Немного разговорились – в их захолустье

деньги это редкость, а выручившие  12 рублей с продажи молока она

пообещала тут же потратить в магазине – чтобы муж не пропил.

Зарплаты у них держатся на уровне 500 рублей в месяц. Сразу решили

у местных купить и картошку, но наше желание ими почему-то не

воспринималось всерьёз. Наконец мы увидели, что в одном из дворов

собирают урожай, высказали наше желание купить их картошку – всего

один килограмм, чем повергли местных в лёгкий шок. Картошки нам

выкопали и отдали бесплатно, от денег отказались. Эх, жаль, что такую

простоту в человеческих отношениях можно встретить сейчас лишь в

таких небольших селениях, находящихся в отдалении от крупных

районных центров.

 На опушке леса в районе Шумково  В районе Шумково.  В районе Шумково.

Вернулись обратно на базу, откуда  решили идти в Шумково – оттуда

электричкой доберёмся до Кунгура. В Шумково - старый интересный

вокзал с печным отоплением. И вообще, вокзалы на Свердловской

железной дороге все практически выполнены в одном стиле,

свойственном для Урала. Причём, этот стиль приятно радует глаза –

здания обшиты деревом, в изобилии деревянные узорчатые обечайки,

здания вокзалов выглядят ухоженными. Видно, что хозяин есть.

 

Cели напротив вокзала на лавочку и в тени стали ждать наш

электропоезд. Не спеша на вокзале стал собираться народ. Вдруг

вдалеке послышался гудок электрички. Посмотрели на часы – до неё

ещё минут 30. Минут через 15 – опять, но уже ближе. И вдруг видим -

подкатывается не спеша электропоезд к платформе, народ бежит к ней,

вместе с ним и мы. Окинув поезд краем взгляда заметил, что из 6

вагонов ЭР1 занят людьми всего один,  хотя людей то в нём – порядка

10 человек. Подлетаем к вагонам, но двери закрыты. Затем машинист

свистнул и медленно тронулся вперёд. Находящийся в предвкушении

посадки народ на наше удивление отреагировал спокойно.

Электропоезд проехал метров 200 и остановился перед красным

сигналом, часть ожидающих пассажиров ломанулась за ним, но двери

им открывать никто так и не стал. Позже кто-то начал пытаться влезть

в вагон через приоткрытую створку двери - за ним человек 20 не спеша

и влезли. Мы же стоим на платформе и наблюдаем за всей этой

картиной. Минуты через 3 народ потихоньку начинает вылезать

обратно, причём, явно с большой неохотой. Как только вылезли, у

электропоезда включаются компрессоры и… перепуганная толпа

буквально за одну минуту с сумками влетела в ту же приоткрытую

дверь вагона. Правда, через некоторое время вновь люди вылезли и уж

теперь то пошли обратно на платформу. Оказалось, что данный

электропоезд является рабочим и не предназначен для перевозки

пассажиров. Наша электричка подошла с небольшим опозданием.

Рабочий электропоезд мы потом встретили в Кунгуре – он пришёл

раньше нашей.

 

Между Шумково и Кунгуром железная дорога пролегает по

живописной местности. Часть пути проходит над речкой Сылва, берега

которой очень красивы. В одном месте (район Чикали) открывается

вообще потрясающий вид с высоты. Здесь же можно увидеть высокий

каменный трезубец, который, со слов местных, пользуется большой

популярностью среди скалолазов.

 

В общежитии пожарили картошки с грибами, жутко объелись и сытые,

довольные и удовлетворённые сегодняшней гулянкой сели в поезд

№244 до Екатеринбурга. Поезд отправляется из Кунгура в 23:06,

прибывает на станцию Свердловск в 5:12.

 

                                                                                                                          Следующая часть

Hosted by uCoz